В наше время, когда весь мир говорит о положительных эмоциях, когда даже в наших храмах сходу говорят о благодати и с первых шагов о богообщении, то покаянию совсем не осталось места. Его (покаяние) признали мрачным, отталкивающим народ от Церкви и заводящим верующих в тупик. А вот тщеславное чувство самодовольства, которое возникает при исполнении добрых дел, стали признавать действием благодати. До такой степени всё перепутано! Тщеславие спутали с благодатью, а сокрушению сердца и страху Божию совсем не оставили места – вот, что произошло. Погоня за этим тщеславием нам постоянно предлагается и даже навязывается под видом исполнения добрых дел, основанных на страстях. Но сладкий яд тщеславия убивает в душе веру: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу…? (Иоан. 5:44). Что же после этого удивляться, когда все вокруг жалуются, что не могут терпеть свои жизненные обстоятельства и своих домашних? Откуда же ему взяться – терпению?
На этот непростой вопрос нам отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей статье «О терпении», где раскрывает суть этой добродетели и откуда она берётся. Терпение — это действие благодати в человеке. Но как эту благодать привлечь? Святитель Игнатий утверждает, что терпение привлекается самоукорением, которое есть не только монашеское делание, но оно было свойственно всем христианам с первых времён. Даже опытные христиане (подвижники и отшельники) занимались этим постоянно, никогда не оставляя его.
Если мы, современные христиане, гнушаемся этим деланием – самоукорением, то у нас никогда не будет терпения. Мы не сможем переносить скорби, искушения и даже своих домашних. Мы будем, как минимум, роптать, ругаться, спорить, а то и ненавидеть окружающих. Мы будем хранить обиды и не сможем прощать своих врагов. Но если мы не простили хоть кого-то, то наши личные грехи Господь никак не сможет простить нам: Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11:26). На что мы себя обрекаем? На то, что явимся на суд с не прощёнными грехами своими, не смотря на многократные исповеди, где называли эти грехи. Пусть даже одного какого-нибудь нашего обидчика не простим, оправдывая себя тем, что такое невозможно было терпеть, — и ни один грех наш не простится! Когда явимся на суд Божий, то ужаснемся от того, что левая чаша весов будет перегружена горой наших грехов и склонится до самой земли. Сюда же лягут и наши добрые дела, сделанные на основании страстей. Что останется на правой? Зная это, все мы должны учиться самоукорению! Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Самоукорение возбуждает в памяти и такие согрешения, которые были совершенно забыты или на которые не обращено было никакого внимания» (т. 1. С. 307).
В самоукорении нужно упражняться. Оно не сразу даётся человеку страстному. Поначалу оно мучительно и болезненно. К нему всегда нужно присоединять и надежду на милосердие Божие, чтобы не впасть в самоедство и не скатиться в отчаяние. Когда же человек освоит его, то оно помогает в любой беде устоять и всех врагов простить, потому что Господь дает терпение – духовную силу пережить любые искушения.
Терпение есть начало смирения. Христианин, способный к самоукорению, в любых искушениях сохраняет мир в сердце.
См. также: