Глубокая тьма покрывала землю. Все погружено было в сон, повсюду царствовала тишина; одни пастухи бодрствовали в поле. И вдруг разверзлись небеса, неизреченный свет осиял землю, явились безчисленные сонмы ангельских ликов и послышалось дивное пение неведомой доселе людям неслыханно-прекрасной песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»
Такой же непроницаемой тьмой, как темна была Вифлеемская ночь, окутано было тогда в нравственном смысле и все человечество. Зло на земле достигло своего крайнего напряжения. Жизнь без Бога, без Его разумных и спасительных законов, привела людей к тому, что они, опошлившись и развратившись, по слову Писания, приложились скотом несмысленным и уподобились им. И разве могла жизнь для тела, жизнь для желудка, жизнь без всяких возвышенных стремлений, разве могла она иметь какую-либо разумную цель? И она, действительно, потеряла всякий смысл, утратив свое содержание и сделавшись пустой и ненужной. В то же время безмерно разросшийся животный эгоизм породил страшную вражду и ненависть между людьми. Вера в языческих богов была окончательно подорвана. Интеллигенция считала богов вымыслом народной фантазии, сами жрецы не могли сдерживаться от смеха, совершая языческие обряды. О прежних доблестях древнего греко-римского мира не было и помину: все свелось к грубому корыстолюбию, роскоши, изнеженности и плотоугодию. Не было порока, не было самого гнусного преступления, которые не совершались бы дерзко и открыто всеми на каждом шагу и повсюду. Такими чертами рисуют тогдашнее состояние человечества современные ему писатели. Лучшие люди того времени буквально задыхались в этой ужасающей атмосфере безверия и нравственного растления и громогласно заявляли, что дальше так жить нельзя, что нет спасения человечеству, если сам Бог не сойдет на землю и не избавит людей от явно-надвигающейся страшной катастрофы. А для многих единственно разумным выходом из мучительного гнетущего состояния представлялось насильственное прекращение жизни путем самоубийства. Люди с очевидностью должны были сознать свое полное безсилие – устроить хотя сколько-нибудь сносную жизнь без Бога. Замечательно в этом отношении признание знаменитого философа языческой древности Платона, который писал, что не быть на земле порядку, если только Сам Бог, сокрывшись под образом человека, не разъяснит нам и наши отношения к Нему и наши взаимные обязанности друг ко другу.
И вот, когда эта жуткая тьма зловещим мраком охватила все человечество, уже начавшее отчаиваться в своем спасении, наступила «кончина лета» (Гал. 4, 4) – от вечности предопределенные Богом времена и сроки. Совершилась «велия благочестия тайна» (1Тим. 4, 16) – «Посла Бог Сына Своего Единородного»: «Бог явися во плоти» и «с человеки поживе». Ярко возсиявшая Вифлеемская звезда и дивное ангельское пение возвестили людям восход Солнца Правды, которое озарило весь мир Своим Божественным Светом, разогнав эту зловещую тьму. Сам Единородный Сын Божий сошел на землю и стал Человеком, не переставая быть Богом. Он дал нам «свет и разум, да познаем Бога Истиннаго и да будем в Истиннем Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин. 5, 20); Он принес на землю тот вожделенный сладкий мир, по которому так изстрадалась душа человеческая, не умея и не зная, где и как его найти. Он пришел примирить человека с Богом и «благовестить мир нам, дальним и ближним» (Еф. 2, 17), примирив нас друг с другом и со своей собственной совестью. Отселе этот мир сделался коренным отличительным признаком каждого истинного христианина, сделавшегося во Христе подлинно новою тварью, его неотъемлемым кровным достоянием. Это – «мир, превосходяй всяк ум» (Флп. 4, 7), который «превыше всякого ума», превыше всякого человеческого постижения и разумения, ибо это мир – сверхъестественный, благодатный, божественный, наполняющей душу несказанным блаженством: это и есть то Царствие Божие, основать которое среди людей пришел Господь наш Иисус Христос и которое, по слову Его, «внутрь нас есть» (Лк. 17, 21).
Поскольку вера Христова проникала в души людей, постольку мир этот становился достоянием жизни. Чем ближе подходили люди ко Христу, чем искреннее и горячее веровали в Него и чем больше старались осуществлять в жизни Его благие заветы, – тем более полным в совершенным миром они наслаждались.
Но что мы видим теперь?
Человечество вновь безумствует. То, что происходит мире теперь, так живо напоминает нам картину жизни на земли перед Рождеством Христовым. То же безверие, тот же разврат, те же скотские идеалы, эгоизм, взаимный вражда и ненависть, та же утрата смысла жизни, у большинства людей.
Но не хуже ли все это, по сравнению с тем, что было тогда?
Ведь тогда человечество было языческим: оно не ведало Христа Спасителя и Его возвышенного учения, было погружено в глубокую религиозную и нравственную тьму. А теперь? – Теперь все это происходит с человечеством христианским., или, по крайней мере, с человечеством, слышавшим евангельскую проповедь, узнавшим Христа, знакомым с Его Божественными учением. Какого же невероятного напряжения должна была достигнуть сила зла, дабы такое человечество оторвать от Христа и ввергнуть в такую ужасающую бездну не только безверия, но и отчаянного, подлинно сатанинского богоборчества и страшного нравственного растления? Не к современному ли человечеству надлежит отнести грозные предостерегающая слова послания св. Апостола Павла к Евреям: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь… и производящая терния и волчцы – негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр. 6, 7–8).
Но теперь уже не придет Христос спасти нас. Он пришел для этого лишь однажды и раз навсегда указал нам вечные и неизменные пути ко спасению. Кто не желает им следовать, тот пусть сам и пеняет на себя за свою погибель. Никакого счастливого тысячелетнего царства на земле, о котором ложно учат сектанты, не будет. Такое учение противно Слову Божию и решительно отвергнуто Церковью.
Теперь придет Христос вторично уже не спасать мир, но судить миру всему – «судити живым и мертвым».
Первый раз приходил Он в уничижении, давая нам пример смирения, а теперь придет Он «во Славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25, 31). Это будет уже не благостное снисхождение Божие к несчастным отчаявшимся людям, но Страшный Суд над беззаконными гордецами, ведающими Бога и безумно, заносчиво отметающими святые заветы Его. И если первые христиане, празднуя Первое Пришествие Христово в мир, всегда возносились мыслию к славному и страшному Второму Его Пришествию, напряженно ожидая его, то тем более естественно и даже необходимо помышлять о нем нам, современным христианам, каждодневно наблюдающим признаки приближения его, указанные в Евангелии. Вся наша жизнь на земли должна быть не чем иным, как самой тщательной подготовкой к этому великому и славному «дню Господню» (Деян. 2, 21). Знает это враг вселукавый, враг человеческого спасения, и всячески старается погасить в нас это спасительное помышление. Каких-каких только доводов и благовидных предлогов и соображений не приводить он, лишь бы отклонить современных христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом. И успевает в этом. Многие ныне говорят об этом – страшно сказать! – с усмешкой, и даже духовные лица нередко избегают разговоров на эту тему. Да! крепко приковал враг мысли и чувства современных людей к земле, и не хотят они думать о вечности. Не самый ли верный это признак близости Второго Пришествия? Вспомним только слова Христовы: «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37–39).
Да бежит далеко от нас такое пагубное настроение легкомыслия и безпечности! Светло и радостно празднуя Первое Пришествие Христово в мир, будем так же светло и радостно ожидать Его Второго Пришествия, жить этим ожиданием, как жили им христиане первых веков. А для того, чтобы оно было для нас воистину радостным и открыло бы нам вход к блаженной вечности, посвятим все остающееся время нашей земной жизни трудам покаяния и усиленному приготовлению себя к тому, чтобы достойно «предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 36) и дать «добрый ответ на Страшном Судищи Христовом» (просит. ект.).