Я рядовая прихожанка одного из храмов мегаполиса. Хожу в церковь более 10 лет. Крестилась за 17 лет до прихода в Церковь. Постоянно задавалась вопросом: почему меня так долго носило «на стороне далече», ведь столько времени упущено, а в деле спасения время – один из главнейших аргументов «за» или «против» на Страшном Суде?! Искала причины в себе. Только со временем, услышав из лекций С.М. Масленникова о необходимости предварительного оглашения намерившегося креститься, нашла ответ на вопрос, почему я сразу же, по Крещении, не воцерковилась. А ведь дело все в простой вещи – страхе Божием, который зарождается в результате разумного оглашения. Именно страх Божий влечёт грешника в храм, к ногам распятого на Голгофе Спасителя! Об этом можно прочитать хотя бы в житии Крестителя Руси – святого равноапостольного князя Владимира. Но этого ничего не было. Можно, конечно, списать на время: в «лихие 90-е» нашим батюшкам не до того было.
Уже пробыв в Церкви сравнительно долгое время, когда розовый романтизм, свойственный новичкам, стал улетучиваться, как дым, я опять начала задаваться вопросом: почему со мной (вернее, с моей душой) ничего не происходит: какая была грешница нераскаянная, такой и пребывала, несмотря на все внешние предписания и обряды, включая Святые Таинства. Читала уже в духовных книгах: в житиях святых, трудах Святых отцов, да, наконец, в Новом Завете, о покаянии, борьбе со страстями, вытеснении их христианскими добродетелями, преображении души и обретении вечной жизни в Царстве Христовом многих христиан, как в далеком прошлом, так и в не столь давние времена. Было искреннее желание, ради спасения души, подражать, хотя бы в малой степени, этим многочисленным героям житийной литературы прошлого и настоящего. Естественным образом возникал вопрос о духовном руководителе, не обязательно старце (по своим грехам я и не смела помышлять об этом, тем более, читала в духовной литературе об их дефиците в наше апостасийное время), а просто искренне верующем батюшке, ведущем по пути спасения. Но, увы, к великому прискорбию, так и не пришлось услышать доброго совета, как исцелиться от этого проклятого «окамененного нечувствия», как же спасти свою душу, когда она пребывает в страшном плену греха и вечной смерти, наконец, как правильно молиться и каяться. В бесчисленных проповедях, которым я жадно внимала все эти годы, во время исповедей или бесед с духовными лицами, самые острые и наболевшие вопросы спасения души оставались в тени. Не скажу, что я разочаровалась в наших батюшках, я всегда их уважала и относилась к ним, как и подобает простому мирянину относиться к духовному сословию – с пиететом и почитанием. Их тяжелый труд на приходах и чрезвычайные перегрузки внушают огромное уважение и сочувствие. Но речь не об этом, а о самом насущнейшем – КАК СПАСАТЬСЯ. О причинах этого явления (внешних и внутренних) – хотя и страшно об этом писать, но приходится – неспособности преобладающего большинства современных священников подобающим образом окормлять свою паству, вести ее по пути спасения, думаю, многие знают. И не эта тема, собственно, составляет предмет этого письма. Многие недостатки и промахи можно оправдать. Но когда не делают главного, того, для чего они непосредственно поставлены, то что делать нам – простым мирянам?!..
Удивительное дело: если человека спросить, зачем он ходит в храм, то редко услышишь ответ об истинной цели христианской жизни – получении благодати для спасения души (по батюшке Серафиму). Современные люди ходят, в основном, чтобы все было «хорошо» в этой жизни: полный набор земных благ, которые хотят получить от Бога, всем хорошо известен. Предположим, если даже малый процент прихожан все же ответит правильно, то на вопросе, «как это осуществить в жизни», точно споткнется, потому что об этом не говорят и этому не учат в современной Церкви. А ведь и упрекнуть-то наших батюшек, по существу, не в чем, т.к. вопросом «как» занимается забытая давно аскетика. Известно, что эта важнейшая дисциплина, составляющая самую сердцевину Православного нравственного вероучения, «единое на потребу» (именно аскетика преподает методы, как принять, сохранять и удерживать благодать, подаваемую в Таинствах Церкви), была предана забвению в наших духовных школах задолго до революции. Если быть точнее, то в 1914 году трудами некоторых озабоченных духовным состоянием паствы архиереев, кафедры аскетики в духовных школах России были учреждены, но 3 года, оставшиеся до октябрьского переворота, не могли спасти положения. Иметь цель и не знать, как ее осуществить… А ведь дело касается участи души в вечности! Это ли не проблема из проблем! Читая Святых отцов, которые единодушно утверждали, что схоластическое богословие (его еще называют школьным) без опытного осуществления в жизни, чем и занимается аскетика, опасно и может приносить большой вред идущему этим путем. Невольно приходишь в недоумение: это (забвение аскетики) просто какая-то роковая ошибка или осознанный акт, принятый во вред спасению?! Вопрос, увы, остается риторическим…
Наши современные ученые отцы, конечно, могут меня упрекнуть в том, что у меня нет богословского образования, что я, простите,… женщина, которая «да умолчит!» в Церкви, по слову Апостола. Я и не претендую на ученость или учительство. Мое письмо – это, если хотите, «глас народа», крик души человека, озабоченного положением дел в современной Церкви. А ведь думаешь не только о себе, но о своих детях и внуках, да и о будущем нашего народа! Уж слишком велика цена, чтобы оставаться равнодушным к самому главному вопросу человеческой жизни – спасению души!
То, что на наших глазах происходит ухудшение жизни нашего народа (я имею в виду ряд антинародных правительственных мер и современную внутреннюю политику государства), сегодня очевидно для многих, но предательство духовное – это ведь намного хуже! И это духовное предательство народа, которому Самим Богом заповедано «хранить веру Православную», происходит не где-нибудь, а в стенах современной Церкви! Кто-то является невольным предателем, и их, безусловно, большинство, а кто-то – сознательным… Вывод неутешителен: «молчанием предается Бог!»
Мне могут возразить: разве батюшки молчат?! Они же говорят и даже много… Вот, к примеру, послушайте хотя бы о. Андрея Ткачева! Как говорит!!! А вот, одна моя знакомая под него …засыпает. После тяжелого рабочего дня (она учитель) она просит своего мужа «поставить» о. Андрея – и… он ее убаюкивает. И если бы только он один убаюкивал! У нас же практически вся паства пребывает в состоянии летаргического сна! Ей внушают: все хорошо, молись, ходи в храм, участвуй в Таинствах – и спасение само собой устроится. Большинство прихожан и верят тому, что спасение – дело почти «житейское», выражаясь словами персонажа из мультфильма. Кому не знакомо самодовольное выражение наших современников: «В храм ходим, исповедуемся, причащаемся, постимся, вычитываем положенные молитвы, добрые дела совершаем…»! А ведь такое самоуспокоение, не имеющая серьезных оснований надежда, что «все будет хорошо», – есть страшное состояние прелести, и об этом тоже предупреждали Святые отцы!
Какая там борьба со страстями, какая молитва Иисусова?! Это же для монахов! «Не лезьте, куда не следует!» Такие запугивания — это реальность, с которой можно столкнуться в современной Церкви. Мы бы следовали этим запретам, если бы не читали о «часе лютом», который ожидает каждого смертного, о страшных мытарствах, на которых душа, не накопившая достаточно елея (благодати), низвергается в глубины ада, откуда нет выхода, потому что – поздно!!! Еще нам сразу (с первых шагов) говорят о любви, что любовь превыше всего, что надо сразу любить Бога, людей, делать побольше добрых дел и т.д., и т.п. Но ведь эти басни и «колыбельные» еще могут сойти новичкам или детям неразумным, но никак не подолгу ходящим в храм, обремененным многими скорбями, болезнями и годами не разрешенными личными или семейными проблемами. Читающий Евангелие каждый день прекрасно знает, что любовь истинная, христианская, духовная – это совокупность совершенств, вершина добродетелей, последняя ступень Лествицы, ведущей в Царствие Небесное (по святому Иоанну Лествичнику). А нам, грешникам нераскаянным, учиться любви нужно исполнением заповедей (вернее, распятию себя на кресте заповедей – так это тяжело!) по слову Господню: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет…». В конце концов – такое легкомысленное (или какое?) отношение к пастве есть как раз проявление НЕлюбви к ней. Можно было бы еще долго говорить о проблемах современных «заблудших овец» нашей Церкви, не имеющих доброго пастыря (не в обиду будь сказано!)…
Хочу перейти к сути дела. Господь нас не оставляет Своей заботой! И если в среде священнической в нашей современной Церкви практически не найти делателей, научающих покаянию и спасению, то Господь из среды народной выдвигает Своих делателей. В нашей отечественной истории таких примеров предостаточно.
Я знаю, что Сергея Михайловича Масленникова (речь о нем) – авторе цикла лекций «Школы покаяния» из г. Екатеринбурга – официальные церковные власти незаконно лишили грифов издательского совета, что его деятельность в собственной епархии запрещена без гласного рассмотрения и без указания причин, что многие священники запрещают своей пастве слушать его лекции, а если находятся такие смельчаки и слушают, то таких батюшек наказывают, если, не дай Бог, узнают. На него (такова современная методика устранения неугодных) навешивают ярлыки сектанта и еще невесть что, хорошо знакомое мирскому обывателю по репортажам новостных хроник СМИ, типа: от его «деятельности» пострадали люди, кто-то там «находится на грани отчаяния», и т.д., и т.п., — при этом никто никогда не называет реальных имён пострадавших. Главное – запугать народ! И продолжение этой агрессивной кампании лжи и клеветы, к сожалению, следует… Методы у подобных деятелей, на удивление, стары, как мир, во зле лежащий, князем которого известно кто является …
Мне хочется спросить всех этих «специалистов», «богословов»: «А вы хотя бы раз сели и прослушали, по крайней мере, одну лекцию без всякой предвзятости и предубеждения до конца?! Вы нашли там догматические и нравственные отклонения?! Или вас тошнит от покаяния и вы не можете слушать о спасении?!» Снизойти до выслушивания поучений простого мирянина – здесь, действительно, нужно иметь хоть малое смирение! Если вы все же ищете истину и живую веру, если вы задумываетесь над своим спасением (а также о спасении своей паствы), то вопрос о своей нераскаянности не давал бы вам покоя, прежде всего потому, что без покаяния, по единодушному слову святых, нет спасения. Это же азбука веры, первая заповедь Евангельская – об этом – «Покайтесь!»
Казалось бы – наши отцы должны благословлять и благодарить за такую душеполезную деятельность, ведь эту работу просто обязаны проводить именно они, а не миряне! Но этого же нет! Возможно, поэтому и такая опала, такая неприязнь… — не хочется продолжать этот негативный ряд! Если бы осуждали за ошибки, а то ведь – клевещут на добродетель, на истину! Уж буду называть вещи своими именами. В 1-м томе свт. Игнатия в статье «О фарисее» читаем: «Фарисей осуждает в ближних не зло, не порок, не нарушение Закона. Нет! Как может он осуждать зло, которого он друг и наперсник? Стрелы его направлены на добродетель. Но, чтоб вернее были удары, он оклеветывает добродетель, приписывает ей зло, и, по-видимому поражая его, убивает ненавистного ему раба Христова…»
В одной из последних клеветнических статей против Сергея Михайловича, на одном из называющихся православным сайтов, видим такую самообличающую лексику, испещренную избитыми штампами, типа: «реинкарнация свт. Игнатия», «гуру» и прочие «перлы» современных фарисеев в рясах или околоцерковных деятелей, что улетучиваются последние остатки уважения к подобным «служителям культа». Даже хочется посоветовать: «Писатели, следите за стилем!» Ведь народ все-таки еще не до конца отупел, он еще в силах отличить православные выражения от модных иноземных терминов и ярлыков, он ведь еще способен чуять, откуда ветер дует! Уважаемые критики, разве сам факт борьбы с проповедью покаяния внутри Церкви не обличает вашего бездействия и неспособности просвещать паству светом Евангельской истины?! Вы гоните святоотеческое учение о спасении и прячете его от народа?! Вы взяли ключ разумения и сами не входите, и народу мешаете?! Если к злодеям и сектантам вы сегодня относите автора цикла лекций «Школы покаяния», который ни в чём не отступил от Православия, и тех, кто эти лекции принял, то что ожидать от вашей «работы» завтра? По вашим заморским методикам тогда выходит, что всех последних православно верующих скоро запишут в сектанты, а в наших храмах будут господствовать пресловутые католики и протестанты разных толков! Покайтесь, наконец, в клевете, если в вас еще есть хоть малая толика православного духа!
Наблюдая всю эту печальную картину упадка живой веры в среде наших пастырей, становится страшно от того, что на наших глазах многие из них превращаются в «менеджеров по удовлетворению псевдорелигиозных потребностей невоцерковленного населения». Этими словами охарактеризовал себя и своих собратьев один честный священник с Украины, признающий современные гонения у себя на родине справедливым Божиим наказанием за неисполнение своих прямых обязанностей в деле служения на ниве Христовой.
Очевидно и другое: из Православия изымают самое главное — внутренний подвиг, то делание, о котором Господь в Евангелии говорит книжникам и фарисеям – очистить, прежде всего, «внутренние сткляницы», т.е. сердце, из которого исходят «вся помышления злая». По словам богослова, аскета и исповедника ХХ века епископа Варнавы (Беляева), «отрицать подвиг – значит отрицать самое совершенство и духовный рост человека. Даже в сознании и практике неверующих людей подвиг понимается как преодоление препятствий… Не захотел Светоносный дух преодолеть свою волю в чем-то, чтобы через это сделаться еще лучше и краше (Иуд.6), и сделался диаволом. А павши, после и других соблазняет даже до сего дня враждовать против подвижничества, потому что знает, что оно основа, сердцевина, корень спасения…».
Чтобы не быть голословной, перейду к главному – как изменилась моя религиозная жизнь, какие подвижки во внутренней жизни происходят и какую духовную пользу я получаю от прослушивания лекций С.М. Масленикова. Во-первых, изменилось отношение к чтению духовной литературы. Без предварительной молитвы, сокрушения и страха Божия книги Священного Писания и творения Святых отцов, в том числе свт. Игнатия (Брянчанинова), на трудах которого Сергей Михайлович строит свои лекции, остаются закрытыми. Каждому христианину должно быть известно, что метод чтения, свойственный человеку в миру (на эмоциональном уровне), абсолютно неприемлем для чтения духовной литературы. Многие сокровенные мысли и смыслы глубоко сокрыты от неподготовленного читателя, что порой приходится откладывать чтение до времени и возвращаться позже, в надежде, что во второй или третий раз Господь откроет доселе сокрытое. Понятно, что и открывается духовный текст исключительно в меру подвига читающего, а подвиг – это и есть борьба со страстями.
Во-вторых, в результате прохождения курса «Школы покаяния» пришло, по крайней мере, простое и четкое понимание того, что покаяние – это не эпизодическая или разовая акция, а процесс всей жизни. Мало того, это еще и состояние души, которое нужно в себе культивировать при помощи Святых церковных Таинств, чтения Священного Писания и Свв. отцов, исполнения предписаний Церкви и постоянно молитвенно поддерживать. Причем, метанойя (исправление ума) – это, по свт. Игнатию, есть лишь начало покаяния. Затем начинается длительный и мучительный этап исправления, который в аскетике называется деятельным, в силу того, что идущий по этому пути должен прилагать свои усилия и трудиться в свою меру, с помощью Божией. Сначала исправляется внешняя жизнь человека. Этому периоду соответствует и определенное качество молитвы. Следующий уровень деятельного периода касается уже внутреннего состояния – очищения сердца – и ему соответствует своё, более высокое, качество молитвы, без которой сердце не очистится. Эти два уровня деятельного периода и есть борьба грешника со своим ветхим человеком. Причем, этот процесс очень болезненный, требующий усилий и трудов, а покаянное состояние очень легко можно потерять в случае нерадения или впадения в грехи. Если в миру возможны быстрый успех и положительные результаты, то в духовной жизни, как известно, действует, как в древней иконописи, закон «обратной перспективы». «Успехи» в духовной жизни – это осознание себя грешником, нуждающимся в Спасителе, понимание, что в таком состоянии нераскаянного грешника, в каком ты до сих пор пребывал, тебе уготован ад. Перестройка всей жизни в соответствие с учением святых Отцов, борьба со страстями, стремление и принуждение себя жить по Евангельским заповедям, развитие внимания к внутренней жизни, обучение молитве (а не простому вычитыванию) – это тот минимум, без которого невозможен путь христианина к спасению. Кстати, о борьбе со страстями. Этот аспект аскетического делания меня долго страшил и вводил в недоумение. Я ведь рассуждала по-мирски, с земными мерками, имея смутные понятия о духовных законах. Думалось: разве можно связать таких монстров, например, как чревоугодие или гордыню, всех и вся осуждающую? Это же не по силам! Аскетическая практика предписывает простые правила ограничений: хочешь съесть лишнего – запрети себе, есть поползновение на раздражение – сдержись, хочешь высказать свое мнение, когда не спрашивают – прикуси язык, пришел помысел осуждения – отвергни его и т.д. Если все же согрешил – сразу принеси покаяние Богу и исповедуй свой грех на Таинстве. Конечно, на практике это – настоящая борьба, а точнее – брань. Падения случаются на каждом шагу. Быстро никто не становился святым. Вот здесь-то и смиряешься, ощущаешь себя нищим и немощным. Но в том-то и состоит закон духовной брани – сколько раз падаешь – столько раз и вставай! Ведь Господь рядом! Впадаешь в уныние или печаль от собственной немощи и бремени грехов – молись и борись! Твое дело – бороться, а победа – в руках Божиих. Утешаешься еще важной святоотеческой мыслью, что только в борьбе и скорбях побеждаются страсти и зарождаются добродетели. И напротив: наслаждение, к которому усиленно призывает современная цивилизация потребления – матерь всех пороков. Вот такую аскетическую азбуку и проходишь каждый день. Конечно, писать – не делать. Подвиг «обыденности» – один из самых тяжелых.
Несколько слов о самом наиважнейшем – о молитве. Скажу просто – молиться никто не учит сегодня в Церкви, с этим фактом все давно сроднились. Говорят, нужно просто вычитывать правила, каноны и акафисты. Но потребность научиться молиться есть, я уверена, у всех без исключения ходящих в храм. О внутреннем делании и внутренней молитве я уже кое-что читала у Свв. Отцов разных эпох, но что есть такие опытные христиане и в наше время, способные научить молитве, узнала только, познакомившись с деятельностью автора «Школы покаяния» Сергея Михайловича Масленникова и автора трудов многотомного цикла «Путь умного делания» Николая Михайловича Новикова. Конечно, в нашей сегодняшней Церкви бытует настоящий миф о невозможности научиться молиться внутренне нам, современным христианам, по причинам, указанным выше, а также вследствие утраты носителей традиции и учителей. Действительно, молитва внутренняя – дело тонкое. Свой цикл лекций по внутреннему деланию Сергей Михайлович строит, помимо трудов свт. Игнатия, на основании аскетического трактата архиепископа Антония Михайловского-Голынского «О молитве Иисусовой».
Прежде всего, я узнала очень важную вещь: первый этап словесной молитвы может быть достигнут только на основании правильной аскетической подготовки, потому что основанием молитвы является покаяние, а без основания, как известно, дом не устоит. Без борьбы со страстями даже и начало покаяния, о котором ясно говорит святитель Игнатий, обрести невозможно. Вот поэтому и молимся холодно, и засыпаем на правиле, и по временам становится просто невыносимо его вычитывать. К тому же, именно на этапе словесной молитвы, при отсутствии правильного покаяния, могут возникнуть ложные состояния, называемые прелестью. Свв. Отцы объясняют это тем, что наш ум находится еще в плену воображения, а воображение – это область падших духов, которые и затягивают неопытного молитвенника в свои сети. Становится хорошо понятно, как необходима аскетика! А переход на следующий этап – молитвы умной деятельной – происходит вполне естественно, если правильное основание (искреннее покаянное настроение) сформировалось на первом.
Еще одна очень важная мысль архиепископа Антония утвердила меня в моем стремлении научиться по-настоящему молиться. А мысль очень простая: сам факт, что у человека есть желание молитвы – от Бога. Вместе с этой благой мыслью появилась и надежда, что ситуация небезнадежна, что при помощи Божией, руководства Свв. Отцов, лекций С.М. Масленникова, книг Н.М. Новикова и приложения своих трудов и усилий длительный застой в молитве будет преодолен.
О пользе лекций и книг «Школы покаяния» я могла бы написать еще много страниц, но ограничусь лишь последним: честно ищущий покаяния, живой веры, правильной молитвы, заботящийся о своем спасении найдет в них тот самый «узкий и прискорбный путь, ведущий в живот вечный», на который указал Спаситель в Своем Евангелии.
Людмила.
См. также: