В православном интернет-журнале «Прихожанин» размещена статья под названием «Лжеаскетика для мирян». В ней священник Георгий Шинкаренко, клирик собора Рождества Христова г. Александрова, руководитель информационного отдела Александровской епархии Владимирской митрополии, отвечает на вопросы о дисках и книгах Сергея Михайловича Масленникова.
В словах о. Георгия содержатся откровенная ложь и противоречие учению Церкви. Рассмотрим хоть один пример. Рассуждая о содержании «Дневника кающегося» и о вводной статье «Покайтесь», с которой начинается дневник, о. Георгий говорит такие слова:
«Прежде всего, мы должны помнить, что «Бог есть любовь», а если так, то, как говорят святые, нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.
Почему мы берем на себя власть Бога говорить: «Бог накажет или осудит» (чего не может быть в принципе, исходя из учения о свойствах Бога)… Православие становится не религией любви, а религией страха и наказания. Каждый грешник в работах Масленникова назван врагом Божьим, человеку внушается, что он дружит с сатаной. И этому предлагается учить детей?!
В ложном образе Бога-надсмотрщика, Бога-карателя, который навязывается при таком подходе, нет ни грамма любви и милости, хотя бездна вырванных из контекста цитат»
Справедливо ли такое заключение о. Георгия? Обратимся к тексту вступительной статьи «Покайтесь» из «Дневника кающегося». В статье, где говорится об опасном и гибельном состоянии человека после грехопадения, приводятся и такие слова:
«Покаяние всемогуще, как установление всемогущего Бога! Покаяние не придумано людьми. Это дар всеблагого Бога падшему человечеству. Действенность покаяния гарантирована искупительной жертвой Иисуса Христа, Его страданиями и крестной смертью. Ведь Господь доподлинно знает наши немощи, хитрость дьявола, лукавство окружающего мира, по которым человек легко может впадать в грех. Вот и дал нам любящий нас Бог возможность восставать от греха — через покаяние. Нет такого греха, который бы устоял против него. Покаянием очищается всякий грех. Если мы впали и в тягчайшие грехи, не остановимся приступить к покаянию. Неизмеримый океан одинаково поглощает и воды реки широкой, протекшей многие страны, и скромные струи ручейка, едва приметного, — так в бездне благости Божией исчезают тяжкие грехопадения наравне с малейшими, ничтожнейшими погрешностями. Но и малый грех остается не заглаженным, если согрешивший не покаялся в нем, считая его несущественным, а великий грех заглаживается вполне посредством покаяния неограниченной благостью и всемогуществом Божиим.
Не позволим себе считать себя безгрешными — чтобы не перекрыть путь к исправлению. Не позволим себе сравнивать свои «грешки» с «тяжкими прегрешениями окружающих», потому что Бог будет судить нас за наши грехи, а в очах Божиих всякий нераскаянный грех тяжек — является враждой против Творца и служением сатане. Не позволим себе пребывать в беспечности и нерадении о своей будущей вечной участи. Беспечность и нерадение рождаются от пребывающей в нас вечной смерти. Не позволим себе делать, говорить, думать и чувствовать, не рассуждая о том, чем это является, добром или злом, — в противном случае плодятся грехи и увеличиваются, как снежный ком, пущенный с горы. Не позволим себе уснуть, пока не вспомним прошедший день и не осудим себя в содеянных грехах, чтобы не умерла окончательно наша совесть. Тогда сам Господь, видя наше старание, откроет нам духовные очи, чтобы видеть собственные недостатки; тогда пошлет нам дар покаяния, и станут удовлетворительными и действенными наши исповеди.»
Разве не говорится здесь о любви и милосердии Бога к людям? Разве не слышен здесь призыв к исправлению жизни греховной с надеждой на милость Божию? Отец Георгий этого не заметил или не захотел заметить?
Вероятнее всего дело в том, что здесь ему не нравятся слова «в очах Божиих всякий нераскаянный грех тяжек — является враждой против Творца и служением сатане», как и выражение «мы пребываем в постоянных скорбях, страданиях и болезнях, служа своими грехами дьяволу, находясь во вражде со своим Творцом…», которое вызывает у него явное возмущение, о чем он открыто говорит.
В результате о. Георгий выносит следующий вердикт:
«Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле происходит подлог: учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат – искажение понимания пути спасения.»
Проверим: кто же все-таки искажает учение Церкви и понимание пути спасения? Вот слова прп. Симеона Нового Богослова:
«Поелику спасение всех в едином Боге, то да уготовит каждый себя самого и да приложит труд стать правым, чтоб соделаться достойным милости Божией; потому что кто прав, тот истинен; кто истинен, тот смирен, а кто смирен, тот один и достоин милости. Бог, Который есть сущая истина, не может миловать того, кто неправ, так как таковый не истинен. Итак, не докучай Богу в молитве, милость к тебе явить, прежде чем сделаешься правым, ибо невозможно, чтобы Бог соединился с душою лукавою и развращенною;…
Но неблагоугодное Богу, само собою разумеется, приятно диаволу. Почему всякий человек, который неправ (и следовательно, не любит того, что благоугодно Богу), есть ДРУГ ДИАВОЛУ И ВРАГ БОГУ. Таковому какая надежда спасения?» (Слова и гимны. Книга 1. Слово 13)
«Послушай: диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным неким образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силы души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и ЗАБИРАЕТ В РАБСТВО СЕБЕ И В ВОЛЮ СВОЮ, – а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней. Иных же он убеждает думать, что злые дела, какие они делают по действу его, суть исправности и добродетели, и хвалиться ими. Но это есть уже совершенная мертвость души…» (Слова и гимны. Книга 1. Слово 14)
«И христианин, предающийся плотским сластям, уже не Христов есть раб, а РАБ ГРЕХА И ДИАВОЛА;» ( Слова и гимны. Книга 1. Слово 16)
«равно и тот, кто любит славу человеческую, не христианин есть истинный, а некий ИЗРЯДНЫЙ ВОИН ДИАВОЛА. Кто обладаем или каждою из сих страстей, или одною какою из них всецело, тот не имеет общения с Богом – Пресвятою Троицею, Отцом, Сыном и Святым Духом, хотя бы он постился, совершал бдения, спал на голой земле, и всякое другое нес злострадание, хотя бы имел всезнание и мудрость.» (Слова и гимны. Книга 1. Слово 16)
Может отец Георгий и преподобного Симеона Нового Богослова осудит? Конечно, осудит, уже осудил. Он хулит учение наших Святых Отцов и проповедует какое-то новое «розовое православие», в котором Бог – это только Любовь и уже больше не Праведный и не Судья. Но это ложь на Бога. Бог есть Судия Праведный.
Остается выразить свое сожаление о тех христианах, которые поверили в ложь священника Г. Шинкаренко.