Сергей Михайлович, пришёл следующий комментария на Ваш ролик, выставленный на моей странице:
«Желая исправить еретичествующего патриарха, мирянин Сергей Масленников заявил, что «Дух Святой — это не энергия», — и таким образом подпал под анафемы, о существовании которых он, вероятно, не знал: «Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии»; «Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо». Так что надо быть сугубо аккуратными и особенно не священникам».
Что Вы можете ответить на такое заявление иеромонаха Димитрия (Прохина)?
Ответ:
Здравствуйте, Елена.
Странно, что миссионер иеромонах Димитрий (Прохин) не умеет отличать Ипостаси Божьи от естества Божьего и неотрывных от естества Божественных энергий. Если же умеет, то просто не понял суть дела и приводит анафематизмы, не касающиеся сути разбираемого вопроса.
Не трудно заметить, что в анафематизмах даже не упоминается Святой Дух, как третья Ипостась Святой Троицы, потому что отцы собора говорили не об Ипостасях, а о естестве Божьем и о действиях этого естества, которые и названы энергиями.
Еретики утверждали, что энергии тварны и Богом не являются. Отцы (во главе со святителем Григорием Паламой) доказали, что Божественные энергии нетварны и тоже являются Богом.
Каким образом иером. Димитрий привязывает вопрос об энергии к третей Ипостаси (Святому Духу), когда энергия является действием естества – остаётся не понятным. Надеюсь, что он не путает энергию и Ипостась?
Подобным же образом, ошибочно высказывается и патриарх Кирилл, когда открыто проповедует, что Святой Дух – это энергия. Такое заблуждение я и обличаю в ролике, когда говорю, что нужно отличать Ипостась от энергии: Святой Дух – это третья Ипостась Святой Троицы, а энергия – это действия естества Божьего.
Мы можем сказать: «благодать Божья» и можем сказать: «благодать Святого Духа». Оба выражения допустимы и верны, потому что благодать – это Божественная энергия, являющаяся проявлением и действием естества Божия. Причём, энергия не отделима от естества, но она и не слитна с ним. Поскольку естество Божественное одно (один Бог), то оно одинаково принадлежит как Отцу, так и Сыну, так и Святому Духу, поэтому и не может быть какой-то отдельной благодати Святого Духа. Следовательно, и Божественная энергия благодати одинаково принадлежит как Отцу, так и Сыну, так и Святому Духу, — хотя, чаще всего мы привыкли говорить «благодать Духа Святого».
Ещё уточним: мы можем сказать «благодать Духа Святого» или «энергия Святого Духа», но неправильно говорить, что «Святой Дух – это энергия». В последнем выражении вполне очевидное смешение понятий.
Иером. Димитрий пишет в заключение: «Так что надо быть сугубо аккуратными и особенно не священникам».
Стоит поправить его: особенно аккуратными нужно быть именно священникам.
См. также: