Сергей Михайлович, с Великим Постом!
Посмотрел вновь по теме записок на проскомидию, согласен! (Сам раньше подавал, и о здравии, и о упокоении, за всех подряд родственников и знакомых, лишь бы крещенными были, не думая совсем…)
Вопрос.
Как быть с записками за упокоение?
Конкретнее: всегда смело подавал записки, и сейчас подаю за своих дедов, прадедов, прапрадедов и далее, чьи имена известны, т.к. они точно все крещены были.
Деды — бабушки все деревенские, все в нач. ХХ в., до 1917 родились, остальные, соответственно ещё ранее, т.е. все крещеные православные.
Прекрасно помню, как дед-фронтовик в самом начале 80-х молился потихоньку ночью на кухне, где всегда висела икона, бабушка тропари распевала… У другой бабушки тоже икона всегда висела открыто… Про второго деда надеюсь, что не был богоборцем.
Но вот про прадедов и далее, за которых записки подаю, ведь ничего не известно конкретно. Да, слава Богу — простые крестьяне, православные христиане во внешне могучей православной Империи с православным Царем, вроде все хорошо должно быть здесь… Но, а вдруг среди них были и такие, за которых никак нельзя подавать?
Как тут быть? Ведь очень хочется помочь своим сродникам, ушедшим в вере и покаянии с надеждой на милость Божью.
Подавать и дальше с надеждой, что Господь тут не осудит ни их, ни меня?
Ответ:
Здравствуйте, Игорь. Если они были крещены и дошедшие о них сведения говорят о их вере, то можно подавать на проскомидию с возложением упования на милость Божью.
См. также: