Здравствуйте, Сергей Михайлович. Может подскажете, кто из святых отцов раскрывает вопрос всеведения Бога. Боюсь впасть в ересь. Бог знал, как закончится моя жизнь, создавая Адама? Если да, то, на мой взгляд, это очень жестоко с Его стороны. Ведь, уже тогда Он знал, что миллиардам уготован ад. Или всё-таки, шанс есть у каждого человека, приходящего в этот мир, и куда склонятся весы, Он всё-таки не знает изначально? Понятно, что шанс не у всех равный, ибо Бог положил детям нести ответственность за их родителей. Но есть ли шанс? Или всё было предопределено изначально, для того чтобы получить малое число «друзей Богу». Мне хочется верить, что шанс есть у всех, и что Бог делает всё в тех обстоятельствах, в которые завели нас жизни наших предков и мы сами, чтобы мы обратились к Истине и спаслись. Но не отказываю ли я тем Богу во всеведении, и не противоречу учению Церкви (не впадаю ли в ересь)?
Ответ:
Здравствуйте, Сергей.
Бог всё творит для блага. И каждый человек на земле рождается для блага. Но любой из нас способен уклониться к злу и добровольно лишиться этого блага, то есть это находится в нашей свободной воле. За свой выбор отвечаем мы сами. Бог здесь не виноват.
Бог только знает наперёд, как мы используем свою жизнь: во благо или в погибель. Но это Его знание никак на нас не влияет.
Бог не предопределяет наши поступки, не программирует нас, но только предведает, то есть знает наперёд, как мы поступим и каков будет результат. Нужно различать два разных понятия — предведение и предопределение.
От нас это знание будущего скрыто, чтобы мы свободно и добровольно поступали так, как мы желаем.
Ничто не мешает любому человеку иметь правильную веру и совершать дела веры, чтобы спастись. У каждого — свой крест. Если же нам достался более трудный крест по грехам наших предшественников, то он всё равно является ключом от двери в рай. Нельзя его бросать и отпиливать от него части, иначе дверь не открыть.
Можете почитать «Илиотропион». В этой книге хорошо раскрыта тема промысла Божия.
Сергей Михайлович.