Здравствуйте, Сергей Михайлович. Можете ли что-нибудь сказать по следующим двум вопросам:
1. Моя супруга не очень беспокоится о причащении и мне приходится напоминать ей об этом, как бы подталкивая её. При этом она не ведёт серьёзной борьбы со страстями, некоторые из проявлений страстей оставлять не хочет, а только называет грехи на Исповеди, а потом их снова повторяет по причине привязанности к ним. Меня беспокоит, правильно ли я делаю, что подталкиваю её на Причастие в таком состоянии? Дело в том, что наш сын дважды (с небольшим промежутком времени) сломал руку. Беспокоюсь, нет ли нашей родительской вины в этом?
2. Недавно скоропостижно скончался активный и ревностный в вере прихожанин нашего храма, в достаточно молодом возрасте (около 40 лет). Вечером он был на службе, планировал причаститься утром на литургии, но утром во время зарядки неожиданно умер. Он когда-то перенес инсульт, кажется, но в последнее время был в прекрасной форме — даже не сказать, что он был болен. Конечно, на все воля Божия, но возможно им была допущена какая-то духовная ошибка, которую не хотелось бы повторять и мне. Вся семья их воцерковлена, они давние прихожане, постоянно присутствовали на богослужениях всей семьей. Вопрос основной, который возник, — это почему Господь не сподобил его Причастия перед смертью (он ведь собирался в этот день причаститься).
Виталий.
Ответ:
Здравствуйте, Виталий.
1. Предложите Вашей супруге отметить в Дневнике кающегося по всем страстям те грехи, которые случаются у неё в настоящее время. Затем пусть выделит из них другим цветом те, какие она ещё любит и не борется с ними, а только называет их на Исповеди — именно они и могут препятствовать ей причащаться.
Если же любит ещё грехи и не борется с ними, то в осуждение себе может причаститься.
Пока бороться не начнёт, причащаться её не подталкивайте, чтобы и на Вас вина не ложилась за подталкивание человека к причащению в осуждение, а только сожалейте о ней, что путь погибели ей дороже.
Когда согрешат оба родителя, то бесам открыт доступ к детям — в такие моменты и случаются бедствия.
Причаститься в осуждение — это хуже, чем не причаститься.
2. Судьбы Божии — тайна великая. В некоторых случаях своим святым для назидании многих людей Господь открывал причины неожиданной смерти людей. Стоит усомниться, что нынче такие откровения тоже возможны. Хотя, тот священник, который его допускал до Причастия, может усиленно молиться для своего собственного вразумления, чтобы понять, не виноват ли он в смерти этого человека, допустив его до причащения в осуждение. Может быть, при его искренности, Господь и откроет ему эту тайну.
Вы же не волнуйтесь и отдавайте усопшего в руки Божии. У Бога ошибок не бывает. Дневник кающегося как раз помогает человеку узнать о своих грехах, чтобы раскаяться в них и не повторять смертных, а с прочими бороться.
Причина неожиданных смертей современных христиан кроется в не исследованности души человека на предмет наличия смертных грехов и страстей или в явном пренебрежении к предупреждениям духовника — Причастие в таком состоянии опасно и может привести даже к смерти, о чём и сказал апостол Павел. Жаль, что современные пастыри относятся к этому с безразличием и снимают с себя ответственность за подготовку христиан к Святому Причастию, потому что Начальник пастырей спросит с них за каждую овцу.
Бог долготерпелив и многомилостив, но нельзя искушать Его.
Сергей Михайлович.