Здравствуйте Сергей Михайлович!
Разрешите, пожалуйста, мое недоумение по поводу статьи свт. Игнатия «Учение святых отцов о тесном пути». Выписка из творений прп. Макария Великого:
«Отпущайте, — заповедал Господь, — и отпустится вам…. С избранным избран будеши и со строптивым развратишися»
Как связать эти два закона?
Для тех, кто исполнил духовный закон о прощении своих обидчиков, уже не имеет значения с кем быть — с избранным или со строптивым?
Никак не могу уразуметь своим плотским умом.
Спасибо!
Ответ:
Здравствуйте, Елена.Сами по себе, без помощи опытного в духовной жизни человека, мы не сможем научиться прощать так, как нам велит Евангелие. Человеческое прощение — это просто забыл и всё, но если обида вспомнится при какой-то ситуации, то она снова возникает. Евангельское прощение — это ещё и духовное сожаление об обидчике, на основании которого христианин может искренне благословлять проклинающих его, делать добро ненавидящим его и молиться о тех, кто его обижает и гонит (см. Мф. 5, 44). При таком отношении, сколько бы ни вспоминалась обида, христианин каждый раз будет иметь для себя духовную пользу. Достигнуть такого состояния можно под руководством того, кто умеет так поступать. Потому и сказано: с избранным избран будешь… Но если мы руководствуемся советами таких наставников, о которых Бог ещё в Ветхом Завете сказал: «… но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный (Втор. 32, 5), — то такими же пороками и будем заражены и прощать по-евангельски никогда не научимся.
См. также: