У отшельников Палестины был обычай собираться в ближайшем монастыре на праздники Пасхи, Рождества Христова и Успения Божией Матери. После праздника, попрощавшись друг с другом, взяв с собой Причастие, братия снова уходили в глубь пустыни. Если кто-нибудь не являлся на эти праздники, то считалось, что аскет тяжело болен или отошел ко Господу.
Успение — самый великий из праздников, посвященных Деве Марии, — отмечается 28 августа. Это день окончания Ее земной жизни. Это — день завершения подвига жизни Девы Марии, это — день встречи Ее с Христом после долгой разлуки.
Последние годы Своей земной жизни Дева Мария пребывала в Иерусалиме. Она была сердцем Иерусалимской общины. Апостолы, возвращаясь из дальних странствий, приходили к Ней, как дети к Матери, и затем снова шли на подвиг проповеди, который почти для всех окончился подвигом мученичества.
Дева Мария жила в доме Своего родственника, апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Господь во время Своих страданий на Голгофском Кресте. Она и выходила из дома в сопровождении Своих родственников: Саломии — матери апостолов Иоанна Богослова и Иакова — и других иерусалимских христианок. Она любила посещать места, связанные
с земной жизнью Ее Сына. Подолгу молилась у Голгофы, и воспоминания о распятом Христе снова, как удар клинка, пронзали Ее сердце и наполняли глаза слезами. Но в этих страданиях Она переживала и невыразимую радость, радость близости к Своему Сыну на том месте, где кровью Его был спасен мир.
Она посещала Вифлеем, где на окраине города, в пастушьей пещере, родился Ее Божественный Сын. Она вспоминала, как Младенец, озаренный небесным светом, от Него Самого исходящим, сладко спал в яслях, наполненных сеном, а животные, как будто понимая, что перед ними Спаситель мира, всю ночь стояли над яслями, согревая Его своим дыханием.
Она посещала Назарет, где в доме Иосифа Обручника Архангел Гавриил возвестил Ей о рождении Сына. В Назарете Господь жил уединенной жизнью, путешествовал вместе с Девой Марией в Иерусалимский храм и читал вместе с Ней Священное Писание. По преданию, Дева Мария учила Отрока Иисуса азбуке. С юных лет Он помогал Иосифу Обручнику в плотницком ремесле.
Посещению христианами святых мест подала пример именно Дева Мария. В самые тяжелые времена, даже когда паломникам угрожало нападение разбойников, рабство или смерть, все равно не прекращался поток богомольцев к святым местам Палестины. У святых мест время как будто возвращается вспять, и паломник чувствует, что он находится рядом с Христом, как в годы земной жизни Спасителя.
Священное Предание сохранило нам облик Божией Матери. Она была выше среднего роста, волосы Ее были цвета спелой пшеницы, лик овальный, уста
похожи на лепестки роз. Глаза большие, цвета маслин. Весь облик Ее дышал красотой и благодатью. Священномученик Игнатий Богоносец пишет, что человеческое естество в Ней, казалось, было соединено с ангельским. Целые дни Она пребывала в безмолвии и молитве. В беседе больше слушала, чем говорила. Каждое слово Ее дышало неизъяснимой благодатью. Она беседовала с человеком с таким благоговением, с каким мы не обращаемся к Богу. Она отвечала добром на зло и молилась о своих гонителях. Дева Мария еще Ребенком, живя при храме, научилась шить священные облачения. В последние годы Своей жизни Она вышила омофор для воскрешенного Господом в Вифании Лазаря, к тому времени уже ставшего епископом Кипрским.
Дважды Дева Мария покидала Палестину. Один раз — навестить апостола Иоанна Богослова в Ефесе. До сих пор показывают домик, где жила Пречистая Дева. Второй раз Она отправилась в морское путешествие на остров Кипр, чтобы как раз отвезти Лазарю вышитый Ею епископский омофор.
Существует предание, что корабль, застигнутый бурей на море, пристал к скалистому берегу Афона. Дева Мария сказала, что эта Святая Гора — Ее земной удел, что здесь будут обитать только монахи и Она Сама станет их небесной Покровительницей. Удел Божией Матери — Афон. А земля жребия Божией Матери — Грузия. Афон и Грузия связаны друг с другом духовными узами. С древних времен на Афоне обитали грузинские монахи. Там были у них скиты во имя пророка Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова, а затем был построен знаменитый Иверский
монастырь с главным храмом, посвященным Успению Божией Матери. В Иверском монастыре, называемом Лаврой, великими подвижниками, преподобными Евфимием и Георгием Святогорцами, было переведено Священное Писание на грузинский язык. Этот перевод считается каноническим. Он стал неотъемлемой частью богослужения Грузинской Православной Церкви.
Самая известная на Афоне икона — икона Иверской Божией Матери, с которой монахи связывают будущность Афона. Почитание Иверской иконы Божией Матери носит ярко выраженный эсхатологический характер.
Дважды в Иерусалиме Она получила весть о Своем Успении: за сорок дней и за три дня. Во время Благовещения Архангел Гавриил явился к Ней, держа в руке лилии — знак целомудрия и чистоты. Теперь он явился с пальмовой ветвью в руках — знаком победы. Вся жизнь Божией Матери была победой над грехом и злом. Она была единственной из всего человеческого рода, Которая никогда не согрешила перед Богом ни тайным помыслом, ни чувством сердца.
Дева Мария молилась Богу о том, чтобы Она смогла попрощаться с Апостолами, чтобы Дух Святый собрал их в Иерусалиме, молилась и о том, чтобы не видеть Ей безобразных и отвратительных демонов, которые встречают и испытывают каждую душу в ее грехах, во время странствования души от земли к престолу Бога.
Все имущество Девы Марии составляли две ризы, которые Она завещала бедным вдовицам, но эти ризы стали драгоценнее царских одежд, расшитых
жемчугом и алмазами. Часть ризы Божией Матери находилась в Мегрелии (Грузия), в дворцовой церкви князей Дадиани. В настоящее время она хранится в Сионском соборе.
Настал день Успения. Апостолы собрались к одру Божией Матери, Она попрощалась с каждым из них, каждого благословила, как Мать ребенка. На иконе Успения изображен Господь, стоящий у погребального одра Девы Марии. Он держит в Своих руках Ее душу, держит так, как Дева Мария держала в Своих руках Христа-Младенца. Апостолы подняли одр с телом Божией Матери и понесли его через Иерусалим в Гефсиманский сад. Там были похоронены родители Девы Марии, — Иоаким и Анна. Когда Апостолы проходили мимо Иерусалимского храма, то пели псалом об исходе Израиля из Египта, что, символически, означало освобождение от плена смерти и ада.
Во время земной жизни Иисуса Христа Апостолы обычно трапезовали вместе со своим Учителем. После Вознесения Христа они оставляли незанятым то место за столом, где сидел Господь. На стол Апостолы клали хлеб, а после трапезы поднимали этот хлеб со словами «Иисусе, помогай нам!» — и разделяли хлеб на части. На сороковой день после Успения Божией Матери Апостолы, встав из-за стола, подняли хлеб и вдруг увидели Деву Марию, благословляющую их, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Отсюда и взял начало обряд, называемый «Чин Панагия (Всесвятое)», совершаемый в монастырях.
Успение Божией Матери — это не день скорби, а праздник, наполняющий душу человека небесной радостью и глубоким миром. Дева Мария покинула Землю, но не оставила нас Своими молитвами и Материнской любовью. Чем выше поднимается солнце, тем теплее становятся его лучи. В течение почти двадцати веков со всех концов Земли, как непрерывающийся поток, возносятся молитвы к Божией Матери. Во время крестных страданий Христос, обращаясь к апостолу Иоанну Богослову, сказал: Се, Матерь твоя, а Божией Матери сказал: Се, сын Твой (ср.: Ин. 19,26-27). Толкователи Священного Писания видят здесь мистическое усыновление Божией Матерью всего человечества, в лице апостола Иоанна Богослова, — и человечество чувствует эту Материнскую любовь.