«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»[1]
Христовы Заповеди Блаженства, без сомнения, представляют собою стройную и строго-динамичную последовательность признаков и знамений христианского спасения и совершенствования. Поэтому, каждая последующая заповедь следует из предыдущих, не только не отменяя их, но, напротив, требуя от последователя Христова постоянного упражнения в исполнении их всех, т.к. предыдущие заповеди являются непреложными основаниями и фундаментами для исполнения последующих. Поэтому Вторая Заповедь Блаженства является органичным продолжением Первой: христианин, увидевший весь человеческий род и себя лично падшими, неугодными своему Творцу и пребывающими «во тьме и тени смертной»[2], не может не плакать и не молить Бога о прощении и помиловании! Того же хочет и Бог, Явившийся падшему человеческому роду во плоти и Сказавший: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся!» Преподобный Авва Макарий Великий пишет в своих «Наставлениях»: «Человека, во грехе находящегося, Богу угодно снова ввести в жизнь, и Он увещевает его, чтобы восплакал и покаялся. И если человек продолжает сие делать, то кающегося в давних своих прегрешениях Бог убеждает снова плакать и приносить покаяние, чтобы всю жизнь в подробностях оплакивать»[3].
Чтобы перейти к дальнейшему повествованию, нужно ответить на вопрос: всякий ли плач угоден Богу? Преподобный Ефрем Сирин так отвечает на этот вопрос: «Бывают слезы трех различных родов. Бывают слезы о вещах видимых, и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, они весьма сладки и полезны. Бывают слезы раскаяния там, где «плач и скрежет зубов»[4], и эти слезы горьки и бесполезны. Небесному Врачу угодно, чтобы каждый собственными слезами врачевал себя и спасался… Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе, Господи, чем золото, серебро и драгоценные камни. Прими же, Господи, слезы очей моих, да благоугодны будут Тебе слова моления моего и по щедротам благости Твоей прости мне долги мои»[5]. А вот что пишет Преподобный Анастасий Синаит: «…слезы бывают и естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слезы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или из-за какого-либо бесовского вожделения. Бывают слезы и от пьянства и обильной пищи. Но бывают слезы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. Если мы задерживаемся и болезнуем в этих последних слезах, они обращаются в духовные слезы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, утешение, просвещение и радование о Святом Духе»[6].
Итак, Вторая Заповедь Блаженства говорит нам не о всяком плаче, но о плаче покаянном, об оплакивании своего «ветхого человека»[7], о том, что делание это должно стать непрестанным во все дни нашей жизни и что плачущие – блаженны! Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Плакать — значит… постоянно помнить о своих грехах и мучить совесть этими помыслами, постоянно измерять то пространство, на которое мы отстоим от Царства Небесного… Будем плакать только о грехе, а все прочее — и бедность, и болезнь, и преждевременную смерть, и обиду, и клевету, и любое другое из зол, постигающих человека,- будем переносить благодушно»[8].
О безусловной и принципиальной зависимости нашего спасения от добродетели покаянного плача и исполнения Второй Заповеди Блаженства говорит сам характер Нагорной Проповеди. Господь наш Иисус Христос ставит наше спасение, наследование Царства Небесного и Небесных благ в безусловную и принципиальную зависимость от исполнения Заповедей Блаженства. Последователям Христовым и блаженным исполнителям Его заповедей обещаются: Царство Небесное (1 и 8 заповеди), Божественное утешение (2 заповедь), наследование новой земли[9] (3 заповедь), насыщение всякой Божией правдой (4 заповедь), помилование (5 заповедь), видение Бога (6 заповедь), усыновление и удочерение Богу (7 заповедь), и – небесные радость и веселие (9 заповедь)[10]!
Святые Евангелия исполнены призывами Спасителя к покаянию:
«…и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»[11].
Ропщущим книжникам и фарисеям Господь говорит: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию»[12].Понятно, что никаких «здоровых» и «праведников» среди падшего человечества нет! Господь Своими словами указывает, что всем нам нужно понять, что мы, всё человечество, и есть те самые больные и грешники, ради которых пришел Господь, что всем нам необходимо покаяться и оплакать свои грехи блаженным, заповеданным Самим Спасителем покаянным плачем!
Святые Евангелия указывают нам на таких кающихся и плачущих:
Например, Господь возвращает сына плачущей матери: «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой»[13].
Господь прощает грехи плачущей грешнице: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром»[14].
Господь исцеляет бесноватого лунатика за веру и слезы его отца: «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал»[15].
Господь рассказывает притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, где покаянием и слезами их героями было снискано прощение и оправдание, и возвращает плачущим Марии и Марфе их умершего четыре дня назад брата Лазаря[16]. В Иерихоне Господь принимает покаяние начальника городских мытарей:
«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»[17].
Наконец распятый Господь и Спаситель наш Иисус Христос с Креста прощает раскаявшегося разбойника:
«И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»[18].
Данные примеры подтверждают наш первый тезис: покаянный плач о своих грехах и своем падении является безусловным и принципиальным залогом нашего прощения и помилования Богом, и спасения нашей бессмертной души.
В данном случае у нас нет возможности доказать правоту нашего второго тезиса и указать на евангельские примеры покаянного плача Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Господь плакал о умершем Своем друге Лазаре[19], плакал о судьбе Иерусалима, въезжая в него на ослике[20], возможно плакал в Гефсиманском саду, молясь о Чаше[21], но Он не имел нужды в собственном покаянном плаче, потому что, как Совершенный Человек, Он был подобен нам во всем, кроме греха. Поэтому не будем искать во Святых Евангелиях примеров покаянного плача Самого Господа, — их там нет.
О третьем нашем тезисе, говорящем о безусловной и принципиальной необходимости покаянного плача для нашего спасения, о самоотверженном и исповедническом характере исполнения Второй Заповеди Блаженства, подразумевающем посильное отречение христианина от враждующего с Богом мира, нужно сказать особо.
Дело в том, что с исполнением Второй Заповеди Блаженства о плаче последователю Христову должно вступить в брань с самим собою падшим и страстным, со своими греховными страстями и злыми духами, их представляющими! Святые отцы Церкви указали нам на всю совокупность действующего в человеке зла и на наименование каждого из этих зол. Они суть: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, мирская печаль, уныние, тщеславие и гордость! Вопреки имеющемуся мнению, де: «вот этот грех у меня есть, а вот этого – нет», данная греховная «палитра» присуща душе каждого человека. Борьба христианина с каждым из них есть борьба с самим собою – падшим и страстным, с собою – «ветхим», в надежде обновиться, стать во Христе «новой тварью»[22] и стяжать с помощью Божией противоположные благодатные свойства нового, угодного Богу человека – воздержание, целомудрие, бескорыстие, кротость, печаль по Богу, трезвение, терпение, смирение и любовь!
В этом подвиге человек неизбежно и самим делом отрекается не только от своей падшей и греховной природы, но и от мира падшего человечества, т.к. совокупность греховных страстей, действующих в человеке и человечестве, и называется святыми отцами – миром! Преподобный Исаак Сирин говорит в своих «Словах подвижнических»: «Слово «мир» есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти. Если человек не узнал прежде, что такое мир, то не достигнет он до познания, какими членами далек от мира и какими связан с ним. Много есть таких, которые двумя или тремя членами отрешились от мира и отказались от общения ими с миром, и подумали о себе, что стали они чуждыми миру в житии своем; потому что не уразумели и не усмотрели премудро, что двумя только членами умерли они миру, прочие же их члены в теле живут миру. Впрочем, не возмогли они сознать в себе и страстей своих; и как не сознали их, то не позаботились и об их уврачевании… По умозрительному исследованию миром называется и состав собирательного имени, объемлющего собою отдельно взятые страсти. Когда вообще хотим наименовать страсти, называем их миром, а когда хотим различать их по различию наименований их, называем их страстями…»[23].
«Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира. Удалением же называю не переселение из тела, но устранение от мирских дел. В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром…»[24].
Поэтому покаянный плач, оплакивание, по выражению святых, «своего мертвеца», это не только осознание и оплакивание своих грехов и греховных страстей, не только исповедание их в Таинстве Покаяния, но и деятельное, покаянное изменение собственной жизни и исключение из неё всего, что является поводом и причиной греха; деятельное исполнение всех заповедей Божиих, особенно же заповедей о любви к Богу и ближнему! Это, по слову Преподобного Исаака Сирина, и есть «удаление от мира» и отречение от него!
О безусловной и принципиальной необходимости покаянного плача для нашего спасения, о самоотверженном и исповедническом характере исполнения Второй Заповеди Блаженства, подразумевающем посильное отречение христианина от мира Святые Евангелия говорят особенно ярко.
Об этом громогласно вещал проповедник покаяния Святой Иоанн Предтеча:
«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым»[25].
Мы видим, что Святой Предтеча требует от приходящего к нему народа не только покаяться в своих грехах, но и принести «достойные плоды покаяния», т.е. – всей своей жизнью показать Богу покаянное изменение своей души! К чему, как не к исполнению заповедей Христовых о любви к Богу и ближнему, призывает Иоанн, требуя отдавать нуждающимся даже вторую свою одежду и имеющуюся пищу? Что из себя представляют советы Крестителя мытарям и воинам, как не требование полного покаянного изменения собственной жизни? Ведь если мытарь, служа римским захватчикам, не брал бы с должников более определенного ему, то – не обогащался бы, но в глазах своего народа оставался бы предателем – презренным и невинным! И если бы боголюбивый воин довольствовался своим жалованьем и не грабил бы побежденных, — а захват солдатами трофеев на войне до последних времен считался делом вполне законным, — то его жизнь приобрела бы черты святости! Ведь он, защищая народ, постоянно подвергал бы опасности свою жизнь и, при этом, совершенно бескорыстно! Святой Иоанн Предтеча усиливает эффект своей проповеди, указывая на Грядущего за ним Христа Господа, и на то, что если кто не станет Его «пшеницей», но останется нераскаянной «соломой», в итоге будет сожжен «огнем неугасимым»!
О прямой зависимости спасения, да и самой жизни человека, от его покаяния говорит и Сам Господь наш Иисус Христос:
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее»[26].
Господь открывает слушающим, что раскаяние одного лишь грешника является большой радостью для Небес и живущих на нем Ангелов:
«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся»[27].
Итак, заповедь Спасителя «блаженны плачущие, ибо они утешатся» требует от обнищавшего духом, смиренномудрого христианина – и оплакивания своих грехов, и раскаяния в них, и борьбы со своими греховными страстями и злыми духами, и деятельного и покаянного изменения собственной жизни, и деятельного исполнения всех заповедей Божиих с отречением от мира, — этого средоточия грехов и страстей падшего человечества! Сие, Господи, и буди!
02.07.2020 г.
Иеромонах Арсений (Железнов)
Келья Святого Собора Архистратига Божия Михаила, д. Карандышево.
[1] Матф., 5; 4.
[2] Матф., 4; 19; Лук., 1; 79.
[3] Преп. Макарий Вел., «Наставления», 3, 72.
[4] Матф., 8; 12.
[5] Преп. Ефрем Сирин, 30, 217.
[6] Преп. Анастасий Синаит, 54, 12.
[7] Кол., 3; 9-10., Еф., 4; 22.
[8] Свт. Иоанн Златоуст., 44; 843-844.
[9] Откр., 21; 1.
[10] Матф., 5; 3-12.
[11] Матф., 4; 13-17; Марк., 1; 1-15.
[12] Лук., 5, 31-32.
[13] Лук., 7; 11-16.
[14] Лук., 7; 36-50.
[15] Марк., 9; 17-27.
[16] Иоан., 15; 1-32; 18; 9-14; 11; 1-46.
[17] Иоан., 19; 1-10.
[18] Лук., 23; 38-43.
[19] Иоан., 11; 1-46.
[20] Лук., 19; 41.
[21] Матф., 26; 36-46.
[22] 1Кор., 5; 17.
[23] Преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», Слово 2, стр. 40-41.
[24] Там же, Слово 1, стр. 20.
[25] Лук., 3; 1-17.
[26] Лук., 13; 1-9.
[27] Лук., 15; 1-10.
Видео: