Часть 1. Крестить без Оглашения – то же самое, что родить младенца и выкинуть его на погибель (современная практика совершения таинства Крещения).
«Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2,15-16).
С приближением и началом Великого поста некоторые пастыри начинают напоминать нам о необходимости покаяния. Хорошо, что остались такие пастыри, которые еще помнят об этом. К сожалению, таких не очень много. Но одно дело призывать к покаянию, а совсем другое — учить покаянию.
Не обличает ли вышеприведенная цитата из послания апостола Иакова тех из них, которые на словах призывают людей каяться, молиться, посещать храмы, а на деле ничего не делают для того, чтобы действительно научить людей покаянию?
Покаяние – это пища и одежда для души человека, убитой грехом. Без покаяния душа обречена на вечную смерть от голода и холода пребывания в аду. Как тело человека нуждается в дневном пропитании и в теплой одежде, так и душа – в ежедневном пребывании в покаянии. А значит, и учить покаянию своих пасомых пастыри должны ежедневно.
Главное условие для спасения человека – это его покаяние. Не случайно Господь начал Свою проповедь со слов «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17) и закончил ее подобной заповедью о том, что надлежит «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24,47).
Святые отцы учат, что первый этап покаяния – это исправление ума человека посредством правильного, грамотного изучения своей Православной веры, или Оглашения, в результате которого с человеком должна произойти та самая «метанойя», о которой иногда еще можно услышать в современных проповедях, видимо, по причине красивого звучания этого слова, но которая, к сожалению, очень и очень редко действительно происходит в умах современных христиан. Но исправление ума – это есть необходимое условие правильного покаяния и начала движения человека по пути к спасению.
Каноны Церкви предписывают обязательное проведение Оглашения с каждым, желающим принять Крещение. В древней Церкви строго соблюдались эти требования, и длилось Оглашение обычно не менее трех лет, в течение которых проводились ежедневные занятия с оглашаемыми, а в пятый день каждой седмицы епископы и пресвитеры проверяли у людей их знания.
Длительность Оглашения и проверка полученных знаний – обязательное условие его действенности, по причине косности и инерционности человеческого ума и помрачения его страстями вследствие грехопадения человека.
Такой порядок Крещения был установлен Церковью для того, чтобы крещаемый не всуе принял это спасительное и страшное Таинство, но чтобы оно явилось его истинным рождением в жизнь вечную, а не послужило причиною еще более тяжкого осуждения на вечную муку.
Сам Господь об этом предупреждает и заповедует апостолам и всем последующим пастырям Своих овец: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28,19-20) и «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16).
Если же ум человека не исправился в результате Оглашения, если он не принял главные понятия Православной веры и не извергнул из себя все ложные, накопленные за годы прошлой жизни, — то и вся дальнейшая его деятельность не может быть правильной с точки зрения движения к спасению. Ум человека – это его рулевой. Куда повернет рулевой, туда направится и весь корабль. Если ум будет иметь правильные понятия, то и деятельность человека будет правильной, а если ум будет сохранять ложь, ереси, суеверия, неправильные понятия о нравственности, то и вся деятельность человека будет ложной и погибельной в большей или меньшей степени.
Итак, в результате Оглашения человек должен приобрести точные и правильные знания своей Веры. Но не просто всякие разные знания, которые подчас могут только надмевать ум, а главным образом те знания, которые нужны ему именно на пути к спасению. Это – знание догматического и нравственного преданий Церкви. Желающий стать христианином должен твердо знать догматы Веры, изучить евангельские заповеди и то, как их применять в своей жизни, знать аскетическое учение Церкви о грехах и страстях, чтобы вести с ними правильную и решительную борьбу за свое спасение.
И первое правильное чувство, которое должно родиться у человека в результате изучения своей Веры – чувство страха Божия, который есть «начало премудрости» и «корень всех благ». Этот страх Божий, который должен будет руководить человека на дальнейшем его пути к спасению, есть один из первых и главных критериев правильной духовной жизни.
Но нынче каноны Церкви не в почете. И евангельские заповеди и учение святых отцов, хотя и не отвергаются явным образом, но и не являются для современных пастырей обязательными ориентирами в церковной жизни. Их принято как бы «не замечать», а руководствоваться своим, современным церковным «преданием», родившимся из плотского мудрования падшего человеческого разума.
Одним из ярких и трагических, а правильнее сказать – катастрофических примеров этого является современная церковная практика крещения людей.
Сегодня практика Оглашения перед Крещением забыта, правильное Оглашение практически нигде не проводится. А если где-то и проводят перед Крещением две-три огласительные беседы, то они никак не могут в такой короткий срок изменить состояние ума человека, и поэтому совершенно бесполезны и не отвечают цели этого важнейшего этапа покаяния.
А в 90-х и начале 00-х годов людей массово крестили даже без этих 2-3 бесполезных собеседований.
В те годы десятки миллионов людей, живших до этого при советской власти и подчас совсем ничего не знавшие о Боге и Православии, вдруг решили, что им нужно принять Крещение, и потоком хлынули в Церковь. Обычной практикой для священников тогда было собрать несколько (или несколько десятков) человек, и не задавая им почти никаких вопросов, совершить над ними чин Крещения. Подчас пропуском в купель служил ответ на один лишь вопрос: «Веруешь?»
— Верую! — отвечал крещаемый, а во что и в кого он верует, как верует – это почти никого из пастырей не интересовало. Иногда задавались некоторые дополнительные вопросы – в кого ты веруешь, кое-где, наверное, проводились даже какие-то самые краткие беседы. Но очевидно, что никакого значения для исправления жизни человека они иметь не могли — его ум, а тем более, его сердце – оставались без изменений.
Так было со мною, так было со многими моими знакомыми – крещеными людьми, которые сейчас совершенно далеки от Церкви. Ни один из тех, с кем мне доводилось разговаривать о том, как он принимал Крещение, не поведал мне о том, что посещал какие-то беседы о Православной вере, что его спрашивали и ему рассказывали о его грехах, о необходимости прекращения их и борьбы с ними. Часто люди вообще не помнят, как они крестились. Помнят смутно, что куда-то окунали, как-то кропили или обливали, заставляли произносить какие-то непонятные слова и формулировки.
Очень часто такие люди вообще ничего не знали о Православии, а приходили креститься с чисто земными целями – чтобы Бог помогал, чтобы не болеть, чтобы все было хорошо, чтобы экзамены сдать, чтобы быть счастливым, богатым и т.п.
И это еще не самые худшие мотивы для Крещения. Очень часто людей направляли креститься разные бабки, колдуны и экстрасенсы, чтобы сразу после принятия таинства произвести над ними какие-то оккультные заговоры типа «излечить» от грыжи, алкоголизма, кого-то приворожить и т.п. Их целью было окончательное и бесповоротное погубление новокрещеных людей, посредством вселения в них злых духов.
Такие люди входили в крещенскую купель, а выйдя из нее и не поняв, что с ними произошло, и не быв научены новым правилам жизни по заповедям, продолжали жить точно такой же языческой жизнью, которую вели и раньше, пребывая в смертных грехах, страстях, в ересях и суевериях.
В результате такого Крещения без Оглашения и без покаяния в грехах десятки миллионов людей приняли таинство в осуждение и себе и тем пастырям, которые их крестили. О том, что происходит с человеком при этом, говорит Господь в Евангелии.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12,43-45).
Таинство Крещения, совершенное без научения Вере, оборачивается человеку в осуждение, так как душа такого человека, хотя и стала выметенной и убранной от последствий первородного греха и личных грехов, но осталась незанятой правильными понятиями Православной веры. Ни евангельские заповеди, ни знания о своих грехах и их гибельности для души, ни знания основных догматов Веры, ни правил христианской жизни и борьбы со страстями не заняли ум такого человека, и он после совершения над ним таинства продолжил жить также, как жил и раньше – в соответствии с приобретенными греховными навыками и по своему лжеименному разуму. В результате, по словам святителя Иоанна Златоуста, как солнце закрывается темными мрачными тучами, так и благодать Святого Крещения в первые же часы после совершения таинства затмевается грехами человека, которые он совершает также, как совершал их и до Крещения. И святитель Иоанн говорит о том, что ответственность за эти грехи будет в несколько раз больше, чем за те же грехи, но совершенные до Крещения.
По этой причине подавляющее большинство современных крещеных людей абсолютно чужды Церкви и мыслей о своем спасении, пребывая в обычной мирской греховной жизни. Многие после того, как крестились, стали ярыми противниками и гонителями Церкви, многие перешли в другие религии. Все это – результат принятия таинства в осуждение, результат пленения человека семью злейшими духами.
Таланты и мины, полученные ими при Крещении (Мф. 25, 14-30 и Лк. 19, 12-27), глубоко закопаны или завернуты в платки. Но на Страшном Суде, когда придется давать ответ Праведному Судии за их использование, вместе с их обладателями этот ответ придется давать и тем, кто так бездумно и безответственно вручил им эти таланты и мины, т.е. священникам и епископам, не позаботившимся научить их тому, что с ними надлежит делать.
Вы только вдумайтесь в масштабы совершенного злодеяния. Из 100 миллионов (примерно) крещеных людей лишь 1-2% подают какие-то признаки веры (я не говорю о тех, кто несколько раз в год приходят в храм «освятить» куличи, яйца и воду). То есть всего 1-2% подают какие-то признаки жизни, а остальные 99 миллионов – духовно мертвы. Разве можно это назвать какими-то другими словами, кроме духовного преступления, массового убийства душ?
Даже и эти 1-2% процента верующих обязательно нужно проверять — как они веруют, знают ли грехи, борются ли со страстями, потому что тот факт, что они посещают храмы, может быть обманчив. Ведь и с ними никто не проводил правильного Оглашения, а, значит, у них может быть множество ложных понятий о Православной вере, суеверий, ересей, неправильных понятий о евангельской нравственности, которые препятствуют для принятия ими спасительной благодати. Факт внешнего посещения храма не тождествен внутреннему состоянию мира с Богом, способности человека принять благодать Святого Духа.
Но где сейчас остальные 99 миллионов крещеных людей, из которых большинство вообще абсолютно не проявляют никаких признаков веры, а некоторые несколько раз в год заходят в храмы «освятить» куличи и воду? В плену у семи злейших духов, куда их собственноручно «продали» те, кто поставлен Богом в Церкви для того, чтобы совершать противоположное – учить их спасению.
Злым духам неинтересно ходить по безводным местам – душам людей некрещеных, они и так принадлежат им. Злым духам важно погубить человека крещеного, потому что тем самым они обрекают его на более тяжкие мучения и как бы наносят рану Самому Христу.
И этот их план удался с избытком, все так и произошло – ад получил десятки миллионов своих вечных пленников благодаря тому, что лукавые духи смогли приобрести себе сообщников в лице наших пастырей.
Таким образом крестили в 90-х, начале 2000-х. А после, когда основная часть взрослых была уже крещена таким образом, начали крестить в основном в младенчестве, но с теми же самыми неверующими или невоцерковленными родителями и крестными. А если родители и восприемники таковы, то совершенно ясно, что и ребенок никак не сможет быть воспитан в Православии.
В результате и сформировался тот крещеный, но неверующий народ, который принято нынче называть православным.
Осознает ли кто-нибудь из современных пастырей эту катастрофическую ситуацию? Неужели пастыри всего этого не видят? Неужели их все вполне устраивает? Неужели их не беспокоит вечная участь их духовных чад, которых они родили, совершив над ними таинство Крещения? Неужели у них не возникает вопрос: а где они сейчас? Живут ли они в покаянии по заповедям Евангелия или кто-то из них сбился со спасительного пути и оказался в плену у своих грехов и злых духов? Как же тогда я буду отвечать за них Богу на Его Суде?
Но даже и сейчас, даже в такой ситуации может быть еще не все потеряно, если бы пастыри и архипастыри нашли в себе силы и мужество осознать нынешнюю ситуацию и проявили решимость начать ее исправлять, чтобы обратиться к Истине, к истинной Православной вере.
Закончу первую часть статьи тем же самым вопросом:
не за эти ли отступления от Истины Бог попускает нашему народу нынешние тяжелейшие испытания, которые вполне могут стать для всех нас последними?
Виктор Фролов
Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/02/23/o_sovremennyh_iskazheniyah_cerkovnogo_predaniya