Часть 3. Прощается ли на исповеди смертный грех и почему забыли о епитимьях?
В одном из комментариев под моей статьей «О современной практике церковного поминовения» один из читателей написал мне следующий ответ:
«Еще об одном неосторожном богословском утверждении, звучавшем у Вас… — будто «смертный грех прощается только после серьёзной епитимии».
Церковь такого не декларирует. Слова «прощаю и разрешаю» возглашаются сразу после исповеди, независимо от того, назначена епитимия или нет. Т.е. даже когда она назначена — прощение и разрешение возглашается до её исполнения».
Задан очень серьезный вопрос, на который я, хотя и кратко, уже ответил читателю в комментариях, но который хочется обсудить более широко и подробно.
Сразу напишу, что, так как я не считаю себя богословом, то и неточностей в богословских формулировках мне бояться не приходится. Все мы немощны. Однако я, будучи православным христианином, боюсь ошибок в существенном понимании и изложении учения Православной Церкви о спасении, то есть боюсь искажения сути Православия, боюсь отступления от Истины, которое есть отступление от Церкви.
Не первый год читая творения святителя Игнатия (Брянчанинова), я и в своих статьях использую, в основном, его изложение православного учения о спасении, в частности, пользуюсь его классификацией грехов по степени тяжести. Святитель Игнатий различает три группы грехов: грехи смертные, грехи несмертные и грехи простительные.
В данном случае речь пойдет о тех грехах смертных, которые по канонам Церкви требуют епитимьи.
Читатель утверждает, что Церковь не «декларирует», что прощение смертного греха происходит только после серьезной епитимии и мотивирует это тем, что слова «прощаю и разрешаю» возглашаются священником сразу после исповеди.
Но разве возглас священника может служить доказательством того, что грех прощен? Ведь грехи прощает Бог, а не священник.
Попробуем рассмотреть современную практику разрешения смертных грехов.
Каноны Церкви и учение святых отцов ясно говорят, что после совершения любого смертного греха человек отпадает от Церкви. При этом за некоторые виды смертных грехов человек отлучается от Церкви на различные сроки правилами церковных канонов. Что такое отлучение от Церкви? Отлучение от Церкви – это канонический термин, означающий запрет на участие в литургии верных и причащение Святых Тайн.
Что означает отпадение и отлучение от Церкви в духовном смысле?
Это значит, что человек, который ранее принадлежал к Церкви — Телу Христову, как один из Ее членов, теперь уже к ней не принадлежит.
Ранее он, как член Церкви, пребывал внутри нее и его дух оживотворялся спасающей благодатью Святого Духа, которую человек может принять, только пребывая в Церкви.
Сейчас же он пребывает вне Церкви, и связь с благодатью Святого Духа нарушена, прервана, и его дух умирает, не имея возможности питаться от источника своей жизни.
Как умирает тело человека, лишенное питания, также точно умирает и душа, лишенная благодати Святого Духа, как учат нас святые отцы.
Причем благодать Святого Духа, по учению святых отцов, отступает от человека, согрешившего смертным грехом, сразу же после совершения греха. Сразу же после того, как грех совершен, человек лишается благодати Святого Духа и его дух умирает.
Далее такой человек приходит на исповедь и исповедует свой грех.
Каноны Церкви, которые через святых отцов установлены Самим Святым Духом, требуют отлучения такого человека от Церкви на определенный срок. Фактически человек уже отлучен, извергнут из Церкви Святым Духом сразу же после совершения греха, а священник должен теперь произвести его формальное отлучение, наложив соответствующую епитимью.
Предположим, епитимья за грех требует трех лет отлучения. Значит, если человек отлучен Святым Духом от Церкви на три года, то и причаститься он сможет только через три года. Впрочем, сроки епитимьи могут быть сокращены, если покаяние у человека такое сильное, что позволяет сделать это. Но пока же он не удостоится окончания епитимьи, он находится вне Церкви, поэтому и причастие для него невозможно.
Далее, священник прочитал над ним разрешительную молитву и отправил на епитимью, назначив ему духовные упражнения и труды. Как же может ему проститься его грех сразу после исповеди, если он еще не омыл его слезами, покаянными трудами, постами и милостынями и, самое главное, его грех еще не омыт Кровью Христовой в Святом Причастии? Ведь причащаемся мы во оставление грехов, о чем и свидетельствует каждый раз священник перед Причастием. Ведь Господь для этого и пролил Свою Кровь на Кресте, чтобы Ею омыть наши грехи.
Ведь Бог не может противоречить Себе Самому. Если Он Сам отлучил человека от Церкви, если Он Сам через святых отцов установил срок этого отлучения, то до окончания срока епитимьи человек так и останется пребывать вне Церкви, вне благодати Святого Духа. Значит, не будучи фактическим членом Церкви, и не может он причаститься Крови Христовой для того, чтобы Ею омылся его грех, до окончания срока епитимьи. Значит, и грех ему пока не может быть прощен.
Согласно 102-му правилу 6-го Вселенского Собора, «Приявшие от Бога власть решить и вязать должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и так употреблять приличное недугу врачевание…» То есть священник, приняв исповедь в смертном грехе, требующем епитимьи, должен употребить «приличное недугу врачевание», то есть «связать» грех на человеке, не разрешать его, не читать разрешительную молитву, а наложить на него епитимью на соответствующий срок и определить согрешившему соответствующие духовные упражнения (посты, поклоны, молитвы, чтение, борьбу со страстями и т.д.) для исцеления, истрезвления от греха.
А по окончании срока епитимьи, если за этот срок грех более не повторялся, священник читает разрешительную молитву и допускает человека до Причастия, чтобы его грех был омыт Кровью Христовой и был прощен.
Таков порядок разрешения смертных грехов, основанный на догматическом и каноническом учении Церкви и учении святых отцов о спасении.
Святитель Игнатий в своих творениях неоднократно пишет о том, что обязательным условием для прощения смертного греха является его прекращение. Приведу некоторые его цитаты:
«Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой…
Милосердый Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех…
Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой. Тогда он только может быть допущен к соединению со Христом чрез приобщение Святых Тайн!»
А как же получить доказательство того, что человек действительно прекратил совершать смертные грехи, например, блуда или пьянства? Нужно убедиться, что за определенный, достаточно продолжительный промежуток времени эти грехи более не повторяются. Для этого-то как раз и служит епитимья, которая по канонам предусматривает за разные грехи различные сроки отлучения.
Приведу еще одну цитату святителя Игнатия, где он ссылается уже на Восточных Патриархов:
«Патриархи Восточно-Кафолической Церкви в послании своем говорят: «Души людей, впавших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение сердечное, утешение бедных и выражение делами любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным, – души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них…»
Таким образом, даже если человек и раскаялся, и исповедал свой смертный грех, но еще не успел принести плодов покаяния, выражающихся своими делами покаяния – молитвами, слезами, постами и т.п., и в таком состоянии умер, то и такой человек еще не получает ПОЛНОГО прощения своего греха, но вынужден нести за него наказание, пребывая в аду.
И это пребывание в аду имеет значение той же самой епитимьи, которую человек не успел понести здесь, на земле.
Впрочем, известны случаи, когда люди, грешившие смертными грехами, получали прощение от Бога вскоре после раскаяния в своей греховной жизни, и о них рассказывается в церковных патериках. Наверное, самый известный из них – случай с раскаявшейся блудницей, которая умерла перед воротами монастыря, куда она шла для совершения своего покаяния, и один из святых отцов удостоверил ее блаженную кончину и прощение ее грехов за силу ее покаяния.
Но такие случаи являются исключительными и святые отцы учат нас, что мы не должны принимать их за правило, а следовать общему правилу, не надеясь на свою исключительность.
О таких случаях пишет святитель Игнатий так: «Это – строение промысла Божия, постижение которого нам недоступно. Тот же святой Исаак (Сирин) говорит: “Чин (порядок) особенного смотрения (промысла, суда Божия) отличается от общего человеческого чина. Ты следуй общему чину, и путем, по которому прошли все человеки, по последованию преемничества, взойди на высоту духовного пирга (башни)”».
А об общем чине покаяния в смертных грехах я постарался написать выше.
А какова современная церковная практика разрешения смертных грехов?
Сейчас повсеместно принято сразу после исповеди смертного греха его разрешать, а человека, только что его исповедавшего, сразу же направлять на Причастие.
Что при этом происходит?
Такой человек, отлученный, изгнанный из Церкви Святым Духом, дерзает приступать к Крови Христовой, что могут делать только члены Христовой Церкви. Его сердце не готово к принятию благодати Святого Духа, так как оно еще не очистилось, не истрезвилось от греха, и Кровь Христова будет пролита зря. Такой человек причастится в осуждение и себе, и священнику, который его допустил к таинству.
Поэтому такие люди и не получают исцеления от своих греховных язв, но через некоторое время снова приходят на исповедь и снова исповедуют те же самые смертные грехи. Недостойное причастие помрачает ум человека и еще более усиливает в его сердце владычество греха и злых духов.
Еще раз уточню, что не все смертные грехи требуют обязательной епитимьи. Например, для того, чтобы получить прощение в смертном грехе ереси, достаточно искренне раскаяться в нем и исповедовать его. Но, к сожалению, такое раскаяние у еретиков происходит крайне редко.
А обязательная епитимья назначается преимущественно за смертные грехи по т.н. «телесным» страстям — чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, чем, собственно, и болеет современное общество крещеных людей. И достойное причастие сразу после исповеди таких грехов невозможно.
А теперь приведу еще одну цитату святителя Игнатия. В статье «О молитве Иисусовой» он пишет:
«Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и незаконно, в одно тело (1 Кор.6:16): по этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди его, при непременном условии, чтоб покаявшийся оставил его; но очищение и истрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтоб связь и единение, установившиеся между телами, насадившиеся в сердце, заразившие душу, изветшались и уничтожились. Для уничтожения несчастного усвоения Церковь полагает впавшим в блуд и в прелюбодеяние весьма значительные сроки для покаяния, после чего допускает их к причащению всесвятым Телу и Крови Христовым».
Вот странное дело. Почему же здесь святитель Игнатий применяет такую странную формулировку, которая фактически противоречит другим его определениям, приведенным мною выше? Ведь какая польза человеку, если его смертный грех будет прощен после исповеди, но причаститься Тела и Крови Господа, чтобы омыть Ею этот грех, он все равно не может, а значит, такой человек все равно остается вне Церкви, то есть вне спасения, в погибели?
Ответ состоит в том, что уже во времена святителя Игнатия, в 19-м веке, увы, уже существовала эта «узаконенная» искаженная практика совершения таинства исповеди, уже тогда о необходимости назначать епитимьи за смертные грехи было практически забыто, и смертные грехи разрешались сразу же после их исповеди. Поэтому он просто был вынужден так писать, потому что иначе цензура бы не пропустила его статью. Из его жизнеописания известно, сколько тягот он понес для напечатания своих сочинений, при этом цензоры заставляли его многократно переписывать свои труды и менять формулировки, как бы издеваясь над ним, по приказу «сверху». Очень многим были неугодны труды святителя Игнатия в напечатанном виде, очень многих они обличали в их грехах и отступлениях от Истины.
Святитель Игнатий видел многие искажения церковного Предания, и поэтому неоднократно вносил в Синод свои предложения по их исправлению, но все было тщетно – никто его не слушал.
Увы, уже в 19-м веке состояние Православной веры у пастырей, архипастырей, а значит, и народа, было очень плачевным, о чем много пишет святитель Игнатий. И причины попущенной Богом трагедии 1917 года именно в этом.
Поэтому он и применил такое изложение порядка прощения смертного греха. Но при этом он указывает необходимость епитимьи и пишет, что только по ее окончании человек допускается до Причастия. Поэтому здесь святитель Игнатий просто другими словами изложил порядок прощения смертного греха, не исказив существенного содержания этого процесса – необходимость епитимьи для того, чтобы грех мог быть омыт Кровью Господа.
Когда же у нас были «отменены» епитимьи?
Это было сделано в мае 1722 года по личной инициативе царя Петра Первого и по его повелению утверждено Синодом, посредством издания «Прибавления к духовному регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского», в целях выявления тайных раскольников:
„Собственно же и именно, оную в древнем обычае бывшую епитимию, еже на долгое время лишать причастия св. тайн, понеже она древле бысть во врачество, ныне же не токмо не страшна многим, но и желаемая ленивым стала, тайным же раскольникам и весьма любимая, отселе отставить и оной к тому не употреблять подобает» (п. 14).
Но разве может царь Петр отменить постановления Святого Духа, утвержденные святыми Вселенскими Соборами и каноническими посланиями святых отцов?
И ведь царь Петр давно уже не царствует. Кто же или что же мешает современным пастырям применять установленные канонами епитимьи за смертные грехи для спасения своих прихожан?
И последнее. Не раз приходилось читать различные суждения современных отцов о том, что нынешние люди очень немощные, и поэтому им требуются мягкие, легкие епитимьи, а то и вообще лучше бы обойтись и без них.
Думаю, что это ошибочное суждение, свидетельствующее о непонимании сущности епитимьи, ее главного назначения.
Необходимость епитимьи была обоснована мною выше. А ее значение, как это также следует из всего вышеизложенного, состоит в том, что после совершения человеком смертного греха необходимо время для его истрезвления, «проветривания» комнаты его сердца от греховного смрада. И чем немощнее человек, чем более он удобопреклонен к совершению грехов, тем более длительное время требуется для этого.
Епитимья – это тот путь из «страны далече» до Небесного Отца, который должен пройти кающийся грешник, о котором говорится в притче о блудном сыне. Это время этого дальнего пути, которое должно пройти от того момента, когда он прекратил «пасти своих свиней», то есть раскаялся в своих грехах, и до момента принятия его Отцом Небесным в свои объятия, то есть прощения грехов и причащения Святых Тайн.
Поэтому в современных условиях от пастырей требуется не ложная жалость и «икономия» к нашему плачевному состоянию, но твердое и последовательное исполнение канонов Церкви о сроках отлучения от нее за совершение смертных грехов. И, конечно, контроль за ее прохождением, постоянное наблюдение за духовным состоянием отлученного человека, своевременное его наставление и исправление.
Ответственность пастыря за назначение епитимьи чрезвычайно высока – ни много ни мало – жизнь или смерть человека. Если епитимья назначена слишком короткая или не назначена совсем, то человек, причастившийся после исповеди смертного греха, но не понесший необходимую епитимью, обязательно причастится себе в осуждение и смерть вечную. И на Страшном Суде ответственность за это, как учат святые отцы, будет разделена между ним и пастырем, допустившим недостойное причащение.
Приведу по этому поводу слова преп. Симеона Нового Богослова из Слова 33-го:
«Горе священнику, который преподает таковому Божественные Тайны, горе и ему, причащающемуся их. Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе «вниде в онь сатана» (Ин.13:27). Горе священнику, причащающему его, что удостоивает причастия недостойного и преподает пречистое Тело и честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину, как законоположил святой Апостол Павел, говоря: «аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти» (1Кор.5:11). Видишь, что поистине даже не брат христианам такой человек, а только именуется так.
Преподающий такому Тайны праведно подлежит осуждению, и за то, что чрез это он человека, грешащего по уклонению от правого помысла и по легкомысленной небрежности, делает совершенным врагом Богу. Священник или духовный отец не должен преподавать такому Тайны, но должен подвигнуть его на покаяние словами кроткими и умилительными, помянув ему о тех страшных муках адских, которые непременно имеют испытать грешники; должен вразумить его и поруководить, как слепого, и попечалиться о нем, как бы о вышедшем из ума и страждущем от искушения и насилия диавольского, и помолиться Господу, да отверзет слух души его и поможет ему хоть немного прийти в чувство и познать нечестие свое, и опять чрез покаяние возвратиться в среду верных, потому что такой есть неверный нечестивец. Если б имел он благоговение и веру ко Христу и исповедал сердцем, что Он есть Бог, «не хотяй беззакония», к Коему «не преселится лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Его» (Пс.5:5-6), то убоялся бы и поостерегся с таким легкомыслием причащаться Пречистых Тайн Его, чтобы не поразил его за это невидимо меч ангельский».
В заключении хочется традиционно задать вопрос:
Не за эти ли отступления от Истины Бог попускает нашему народу нынешние тяжелейшие испытания, которые вполне могут стать для всех нас последними?
Виктор Фролов
Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2023/03/04/o_sovremennyh_iskazheniyah_cerkovnogo_predaniya