Человек – существо разумное. Не зря Бог наделил человека разумом и сотворил его по Своему образу. В частности, это значит, что, когда человек что-то говорит, то он должен хорошо понимать значение произносимых слов. «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1 Кор. 14:10).
Некоторые животные тоже могут издавать звуки, похожие на человеческие слова. Например, попугаи. Но при этом попугаи не понимают значения этих слов. А обезьяны даже могут подражать человеку в некоторых его делах, но и они при этом не понимают существенного значения этих дел.
Но человек не должен уподобляться обезьянам и попугаям. Иначе он оскверняет образ Божий, то есть оскорбляет Сам Первообраз – Бога. Тем более не должен уподобляться несмысленным скотам священник – служитель Божия алтаря, и тем более, когда он совершает Литургию, где приносится Бескровная Жертва.
Поэтому, когда священник произносит на Литургии слова: «Оглашенные, изыдите», он должен очень хорошо понимать значение этих слов. Иначе как он будет давать ответ Богу на Его Суде за то, что сам уподобил себя бессловесным животным, не понимая духовного значения совершаемых литургических действий?
«Оглашенные, изыдите» — означает, что все те верующие люди, которые находятся в храме, но еще не прошедшие должного Оглашения, должны покинуть богослужение. С этого момента начинается Литургия верных, на которой могут присутствовать и, в которой могут участвовать, только верные христиане. Именно об этом и объявляет далее во всеуслышание священнослужитель, говоря о том, что должны остаться «елицы (только) верные». Верные христиане – это те христиане, которым вверена благодать Святого Духа. Это те христиане, которые были должным образом оглашены («Крещаемым должно изучать Веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам» — Правила 78-е Вселенского Шестого Собора и 46-е Лаодикийского Собора), и были крещены после прохождения этого длительного Оглашения и после того, как священники и епископы проэкзаменовали их — проверили усвоение ими полученных при Оглашении знаний.
Однако всего этого над современными верующими людьми, посещающими храмы, не совершалось. Никто из священнослужителей не проводил с ними Оглашения (во всяком случае, в том объеме, который предусмотрен церковными канонами и Преданием Церкви), никто из священнослужителей не проверял тщательным образом их знания Православной веры. А между тем, очень и очень немногие современные люди способны самостоятельно изучить Православную веру по творениям святых отцов. Это – чрезвычайно трудный процесс для человеческого ума, поврежденного грехопадением и страстями. Не зря в первые века христианства процесс Оглашения длился от нескольких месяцев до нескольких лет ежедневных занятий. Труден процесс исправления ума человека, много нужно усилий для того, чтобы его изменить и усвоить правильные понятия о Православии и евангельской нравственности. Но «Царство Небесное нудится и нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12), — заповедал нам Господь.
Итак, оглашенными называются те верующие, которые уверовали в Бога и пришли в Церковь, однако еще не прошли до конца положенного Оглашения. Это те, кто в настоящее время кропотливо трудятся над изучением Православной веры, «нудятся к восхищению Царства Небесного». Это те, кто ежедневно понуждают себя слушать Оглашение, то есть заставляют себя расстаться с различными ложными понятиями (о Боге, мире, человеке) и греховными навыками, усвоенными за время безбожной жизни, стараясь принять новые, правильные понятия о Вере, христианской жизни и евангельской нравственности.
Но если даже таким людям, то есть оглашенным, Церковь запрещает присутствовать на Литургии верных и предписывает уходить из храма при словах священника «Оглашенные, изыдите», то тем более надлежит это делать тем, кто еще не приступал к Оглашению, кто еще не видит необходимости в оглашении. А это – все те, кто сегодня посещают храмы и допускаются священниками к участию в Литургии верных, и даже в церковных Таинствах.
Большинству нынешних посетителей храмов еще очень далеко до оглашенных. Ведь оглашенные уже имеют настолько крепкую веру, что твердо решили посвятить свою жизнь одному важнейшему делу – ежедневному изучению Православной веры. Это – то самое дело, которое Господь назвал «единым на потребу» для каждого, кто хотел бы стать Его учеником (см. Лк.10:42).
А у большинства нынешних крещеных людей, посещающих храмы, нет не только решимости изучать Православие, но даже простого понимания необходимости этого. Они не понимают, что для того, чтобы стать по-настоящему православным христианином, нужно сначала изучить основы веры, узнать о том, что такое грехи и страсти, узнать о тяжести смертных грехов, узнать о своих личных смертных грехах, прекратить их совершать и раскаяться в своей предыдущей греховной жизни и твердо решиться жить евангельской жизнью и вести решительную борьбу со своими страстями. У них нет этого понимания потому, что нет этого понимания у большинства современных священников, которые допускают к участию в Литургии верных всех подряд – лишь бы человек пришел в храм и был крещен.
Понимают ли современные священнослужители свою страшную ответственность перед Богом за свои слова и действия, которые похожи на «слова» и действия бессловесных неразумных животных? Вряд ли. А как им это понять, если большинство из них не были в свое время правильно оглашены и правильно обучены христианской нравственности и Евангелию? Поэтому у них и не возникает никаких смущений и сомнений, когда они допускают к участию в Литургии и в Таинствах тех, кто не должен даже видеть Чашу со Святыми Дарами. У них не возникает и мысли о том, что тем самым они оскорбляют Бога и презирают Его Искупительную Жертву. Тем самым, по словам святых отцов, они собственноручно выплескивают Тело и Кровь Господа в грязь и смрад нераскаянных грехов тех людей, которых они допускают к этому участию. «Кая польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление?» (Пс. 29:10), — спрашивает таких священников Господь. «Еда исповестся Тебе персть; или возвестит истину Твою»? «Как перстный и плотский человек исповестся Тебе, Богу? Как возвестит истину, кто не посвящал своего времени учению, у кого ум погребен под таким бременем плоти?», — объясняет последующие слова Священного Писания святитель Василий (Великий).
Да, к сожалению, большинство современных крещеных людей были крещены в нарушение канонов Церкви – без качественного и долговременного Оглашения и без проверки их Веры и покаяния. Это – большая и трагическая ошибка. Но намного большая ошибка – ничего не делать для того, чтобы ее исправить.
Я понимаю, что изменить существующую порочную практику совершения церковных Таинств, о которой я уже много писал в своих предыдущих статьях, очень тяжело. И даже самым искренним и болеющим за Церковь священникам страшно это делать. Но настоящий пастырь должен бояться не людей, а Бога. «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10), — пишет апостол Павел.
Нужно прекратить допускать людей до участия в Литургии верных без тщательной проверки их духовного состояния – проверки знания ими основ Веры, наличия у них нераскаянных смертных грехов, знания ими Евангелия, понимания значения евангельских заповедей и того, как они ведут борьбу со своими грехами и страстями.
Если пастырь будет делать так, то у людей родится страх Божий и переживание за свою вечную участь. Если они поймут, что они по-настоящему не являются верными христианами, то это заставит многих из них начать реально исправлять свою жизнь — изучать Веру и бороться с грехами.
Страх Божий – это то, с чего начинается настоящий путь человека в Вере, путь его к своему спасению. Поэтому нужно, чтобы он родился у людей. А для этого нужно прекратить им угождать, ублажать, успокаивать и обманывать, как это теперь принято, а нужно честно говорить им правду об их неудовлетворительном духовном состоянии и их грехах, о том, что их ждет ад и вечные муки, если они не начнут исправляться.
А пока этого не происходит, что же удивляться настоящим испытаниям, попущенным Богом для нашей страны и народа, призванного быть православным?
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин,
Нижегородская область