Здравствуйте, Сергей Михайлович. Начну, наверное, с цитаты святителя Игнатия Брянчанинова: Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, принять от него епитимию и впредь в этот грех не впадать. Да не взыдет кому помышление лукавое : «Легко получить прощение при покаянии: удобность в получении прощения позволяет быть не строгим к себе, позволяет предаваться греховным наслаждениям» (Кто жаждет, иди и пей, — взял из этого источника).
На опыте — это борьба со страстями, а духовное лицо — это тренер, который должен разобраться в хитросплетениях греховных страстей (в тактике врага) и дать верное направление борьбы: когда борец на ковре, тренер со стороны подсказывает ошибки борца и руководит его действиями.
Полный церковно-славянский словарь протоирея Г. Дьяченко: «Епитимия — духовное наказание или лучше упражнение с целью преодолеть греховные привычки».
К горькому сожалению, от разных пастырей, служащих в одной епархии, слышу совсем не то, что читаю у святых отцов: «Мы епитимий не даём. А ты сможешь ли её понести? Если мы будем давать епитимии, то все разбегутся!» А когда говорю отцам: «Вот, если человек блудит, то ему же нельзя причащаться?» И слышу в ответ: «Лучше пусть блудит, нежели уйдёт из храма совсем».
Вопрос: а где вера, предание, святоотеческое учение? Кто научит покаянию? Позволять смертно грешить и никак не наказывать и не исправлять грешника — это же бесчеловечный «гуманизм»! Если «добренький» врач не будет лечить смертельно больного человека потому, что не хочет причинять ему боль, то это ведь не врач, а скорее пособник смерти. Но ведь речь не о теле, а о вечной душе! Неужели не понятно, какова будет вечная участь человека, если он предстанет на суд Божий со своими смертными грехами, от которых пастыри не лечили?!
Чем тогда и ересь отличается от прочих смертных грехов? Что ересь погубит, что другие смертные грехи! В чём тогда смысл быть в Православной Церкви, а жить в блуде, например? Только ещё большее осуждение будем иметь? Ведь Истину догматическую хранили, а смертные грехи при этом любили!
Всё, как видно, по той пословице: рыба гниёт с головы. А где архипастыри? Почему они не подражают святым епископам: Игнатию, Феофану и многим другим святым архиереям. А где их подражание Христу Господу нашему? Увы, печально.
Сожалею о всём происходящем, сожалею о пастырях и архипастырях, чтобы не согрешить мне осуждением. Но не замечать беду нельзя и нельзя же одобрять опасные ошибки и нерадение.
Скорблю и о себе самом: достоин оставления, достоин томления, которому подвергся, произвольно встав на путь растленного естества своего.
Хочу пройти генеральную Исповедь, но думаю, что поддержки будет мало, не будут лечить меня от вечной смерти. Священник сказал, что епитимью дать он не против. Но понимаю, что сроки и поклоны не помогут, если не будет настоящего окормления духовного с теми рецептами и лекарствами, которые были известны в прежние времена. Если же слепой слепого поведёт, то оба разобьются.
Исповедь буду проходить по Дневнику кающегося. Слава Богу, он у нас в церковной лавке продаётся.
Ответ:
Здравствуйте, Роман.
Так и есть: епитимия нужна как лечебная мера, чтобы исцелить страсти (болезни души), которые и порождают смертные грехи.
Исповедоваться по Дневнику — полезно, а далее нужно следить за тем, чтобы более не было смертных грехов и с прочими стараться бороться, искренне каясь при их повторении.
Когда некоторые из тяжких грехов будут нагло мучить и никак не получится их устранить, тогда потребуется более тонкое рассмотрение специфических особенностей Вашей души и более точные советы, необходимые Вам лично. Страсти находят себе подпитку в наших, как нам кажется, малозначительных ошибках, и в тех мелких «грешках», которые мы и грехами—то не считаем, не понимая их опасности. В Дневнике всего не опишешь.