«Дом души — терпение: потому что она живет в нем; пища души — смирение: потому что она питается им», — сказал святой Илия Евдик. Точно: питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь, похищает ее смущение, уносит, кружит. Как волны, подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков.
Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственно¬го отчаяния и совершенного расстройства.
Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? — Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, приуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми отцами назван самоукорением.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Всякий понимает, насколько терпение важно для спасения. Но встает вопрос: как оно рождается, воспитывается и укрепляется?
Святые отцы открыли нам эту тайну, владея которой, они претерпевали всевозможные нападения от бесов, от мира и от собственной плоти; по их слову для обретения терпения необходимо в первую очередь научиться самоукорению. Этому важнейшему христианскому деланию учит в своей статье «О терпении» святитель Игнатий. Эта же тема раскрыта и в Приложении, но более простым и понятным языком с примерами из жизни современных христиан.
Часть 1. Свт. Игнатий (Брянчанинов) «О терпении»
Приложение. Как научиться терпению современному христианину. Часть 1
Приложение. Как научиться терпению современному христианину. Часть 2
Приложение. Как научиться терпению современному христианину. Часть 3
Приложение. Как научиться терпению современному христианину. Часть 4