Воцерковление произошло, как это бывает у многих, в очень сложный период моей жизни: я находилась в крайней степени отчаяния. От страшного шага меня удерживал только страх перед Богом. Но даже в этом состоянии в церковь я не ходила по одной лишь причине: приехав из маленького городка и помня монастырь и его настоятеля там, храмы большого города казались мне пустыми, холодными, ненамоленными.
Но Богу было угодно, чтобы состоялось не только мое знакомство, но и знакомство всей моей семьи с приходом в честь Владимирской иконы Божьей Матери, со Школой покаяния и с беседами С.М. Масленникова. К тому моменту моя мама уже год как посещала занятия Школы покаяния, папа пришел через год после меня, а следом его семидесятилетняя мама, моя бабушка.
Занятия Школы покаяния дали мне все, в чем нуждалась моя изголодавшаяся по Богу душа. Будучи всегда неравнодушной к Православию, в детстве читая Библию для маленьких, мне казалось, что я знаю все о создании мира, об Адаме и Еве, о том, что грехи – это нарушение только десяти заповедей. Но, слушая занятия, я поняла, как заблуждалась: в моей голове не было никакой конкретики, никакой системы, именно СИСТЕМЫ знаний веры.
«Не убила, не украла – значит и грехов-то нет», — считала я. Откуда мне было знать, что разновидностей страстей восемь? Что есть смертные, тяжкие, и так называемые простительные грехи? Что к Причастию надо готовиться и Исповедь должна быть с сокрушением сердца, с твердым желанием недопущения грехов, в которых исповедуешься? Понятие «примирение со Христом» было новым, неизвестным ранее, непонятным. А пост? Если он и соблюдался мной, то был скорее средством для похудения. Господи, помилуй! Я считала, что матриархальная семья (каковой была наша на тот момент) – это эталон семьи: с мнением папы особо не считалась ни я, ни мама. Мужчины для меня всегда были средством к достижению цели, средством для удовлетворения моих потребностей, я ловко и даже с азартом использовала свое обаяние и привлекательность. И, конечно же, о том, что все выше перечисленное является грехами, я даже не подозревала. Ведь ранее никто, нигде и никогда не говорил мне об этом.
Школа покаяния дала мне осознание моих грехов, поступков и помыслов. Наконец-то в моей голове появился порядок, который должен был быть. Появился фундамент жизни. В лекциях Школы покаяния я услышала ответы на все свои вопросы, как будто эти лекции были начитаны специально для меня, хотя слышала, что другие думают точно так же. И проблемы у всех одинаковые, а решение этих проблем, я абсолютно убеждена, лежит в изучении материалов Школы покаяния, основанных на святых отцах. Будучи человеком военным, могу сказать, что применение знаний Школы покаяния помогает не только в мирской жизни, но и на службе помогает сохранять и преумножать основы нравственности, присущие любому человеку, тем более офицеру: справедливость, честность, мужество, любовь к ближним, к нуждающимся. Благодаря Школе покаяния диаметрально изменились взаимоотношения внутри нашей семьи: папа стал папой, главой семьи, мама – его помощницей, имеющей более покладистый нрав.
Чем больше я изучаю Школу покаяния, тем больше убеждаюсь, что эти знания несут благо мне и моим близким. Это то, что помогает стать христианином. Жаль, что подобных знаний не дают в других приходах из знакомых мне. Ведь Церковь едина, и предание одно, и суть трудов святых отцов должна быть одинакова для всех. Мне, как человеку, прошедшему достаточно скорбей и искушений и нашедшему начало пути ко спасению в Школе покаяния, горько слышать от некоторых представителей духовенства оскорбления в ее адрес, обвинения в сектанстве. Батюшку спрашивают: «А Вы всю Школу покаяния прослушали?», а он отвечает, что и не слушал совсем, ему кто-то, что-то про это рассказывал. Тогда ведь это хула или статья 128 УК РФ, — кому как понятнее… Потом с этим батюшкой связывались еще не раз, и он говорил, что никого не хотел обидеть. Но это было сказано УВЫ в личном диалоге, а ведь оскорбления были публичными и не одна сотня христиан содрогнулась, услышав такое. Значит и извинения должны быть такими же, публичными. Или что, гордость мешает? Что же это за политика противоречивая такая? Ведь у православных должна быть одна политика – Бог… Так что же удивляться тому, что многие крещеные люди не хотят исправлять жизнь, а некрещеные креститься? Людям нужны примеры благочестия!
Одной из тем Школы покаяния, которая вызывает злость и нападки со стороны некоторых, является то, что христианин не всегда может причащаться. Так неужели главнее – это соблюдение количества причастий в неделю, в месяц…, а не качество?! Как, например, может причащаться человек, имеющий обиду? Ну, допустим, он перечислит это как грех на Исповеди. Но ведь перечислить – не значит осознать грех, и уж, тем более, не значит раскаяние. А раз так, если обида не прощена, то и Господь не простит грехи на Исповеди, значит и Причастие обернется в осуждение и в смерть вечную! Неосмысленная, машинальная исповедь и последующее причащение не может быть благом.
В одном из храмов области наблюдала мужчину, который после Причастия вышел их храма и сразу закурил. Кто вселился в него после Причастия? Каково было качество его Исповеди? После таких историй по достоинству оценишь все то, чему нас учат в Школе покаяния.
В заключение добавлю, что мне никогда ничего не было так интересно, как изучение себя. Со Школой покаяния этот процесс стал последовательным и глубоким. Эти занятия стали стимулом в изучении веры и в укреплении в ней, ради будущей блаженной участи.