В октябре 2014 года трагически закончилась жизнь двух прихожан, занимавшихся в Школе покаяния, но со временем оставивших её. Вспомним и поучимся…
Речь на отпевании братьев
«Зачем не оставляешь пути развращенного? зачем медлишь в скверне греховной? зачем лежишь и вянешь в унынии, расслаблении, двоедушии? Решись на покаяние! решись на оставление греха! отторгни от него сердце, которое природнилось, как бы приросло к греху, – нуждается быть оторванным или отсеченным от него. Подвиг покаяния тягостен и труден для низринувшегося в смертные грехи, в плотское жительство и мудрование, для стяжавшего греховные навыки. Этот подвиг назвали отцы кровопролитием и, приглашая к нему, произнесли изречение, по наружности жестокое: «Отдай кровь, и прими Дух». Верное слово, слово, объясняющее сущность дела. Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует: желающие усвоиться Христу непременно должны распять плоть со страстьми и похотьми. Не ужаснись подвига многотрудного! Сколько труден он, столько вожделен он и усладителен; сколько труден он, столько плодоносен. Подвиг… равнозначущ подвигу мученическому. Венец подвига – спасение; венец подвига – блаженство, вечное в обителях рая; венец подвига – совлечение с себя естества падшего, обновление естества, вознесение его на высоту неизмеримую соединением естества человеческого с естеством Бога.
Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен: приступи в сокрушении духа ко Всеблагому и Всемогущему, обнажи перед Ним твою язву, принеси сознание в согрешении, прося прощения, исцеления и получи их. При покаянии твоем употребляй выражения, употребленные так успешно падшим царственным Пророком: Помилуй мя, Боже, говорил он, по велицей милости Твоей, не по какой другой причине, – и по множеству щедрот Твоих, не по какой другой причине, очисти беззаконие мое. Все просившие так, получили: отказа не было никому. Для отсрочки покаяния, для сомнения, колебания нет поводов. Страшит меня твое пребывание во грехе более, нежели впадение в грех; страшит меня нераскаяние более, нежели преткновение. Боюсь, чтоб смерть не застала тебя в беззакониях, не восхитила из среды их, не поставила внезапно на Суд Божий».
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Плач инока
***
Считаю себя должником перед братьями нашими. Во время их земной жизни, я не смог их уговорить и убедить, что единственной возможностью для них было жить – это жить со Христом, это следовать за Христом по всем правилам христианской жизни. Другой возможности для них во время земной жизни было не дано.
Сегодня совершается отпевание братьев, а для кого-то детей, для кого-то друзей – Евгения и Дениса.
Событие это прегорькое. Событие это прискорбное. Прискорбное оно, потому что мы с вами видим не торжество Православия, мы с вами видим не плоды благочестия, мы с вами видим не пшеницу созревшую и Господом собранную. Нашему зрелищу представляется картина трагичная – братья наши в расцвете лет лежат в гробах изуродованные грехом, убитые сатаною.
Так Промыслом Божиим сложилось, что судьба этих ребят пересеклась с моей. И когда буду говорить об одном из них, то же будет относиться и к другому.
Более шести лет назад, весной 2008 года и Женя, и Денис, каждый порознь, каждый в своих бедах, пришли в храм. Здесь стоит остановиться и сказать, что вот это событие, смерть, по словам их родных, должно было случиться намного раньше. Но случилось трудно объяснимое, что может совершить только Милосердный Господь. Непостижимыми судьбами Божиими им представился уникальнейший шанс, шанс, который даётся на этой земле совсем не многим. Они получили возможность новой жизни, жизни по вере. Они узнали, что есть Бог – Творец и Создатель всего. Узнали, что жизнь земная есть бесценный дар, и что у жизни на земле есть огромнейший смысл и предназначение. Открылась им новая жизнь, жизнь с Богом, целью которой является борьба за спасение собственной бессмертной души для Царствия Небесного в вечности, общего предназначения всем человекам.
Как же, как же мы стали далеки от назначенного нам Царствия Божия…
Ребята наши были верующими – и верующими по-настоящему. Конечно же, видеть их в таком состоянии было большим утешением. Видеть их чуждыми миру, умиротворёнными, с молитвенными светлыми лицами, которые могут быть такими только от благодати Божией… Ребят коснулась благодать Божия, и это было очевидно.
Как же, как же так случилось, что, не смотря на все их знания и попытки жизни христианской, жизни их закончились так трагично!?
Братья и сёстры, мы не должны с вами забывать, что земная жизнь наша – это борьба за вечность. Что во время земной жизни решается наша вечная участь. Что нашему спасению есть злые и страшные супротивники, люто ненавидящие нас, цель которых – погубить нас и обречь на вечные мучения в аду. Во время земной жизни идёт священная война за спасение бессмертной души человека, война священнее всех вместе взятых войн земных. И победить в этой борьбе возможно только с помощью Божией. Забыть об этом означает погибнуть.
Трагедия ребят наших в этом и состояла, что они стали забывать об этой борьбе и о том, какой образ жизни они должны проводить, чтобы не быть уловленными кознями бесовскими. Конечно же, это происходило не без участия злых сил, этих убийц человека от начала и доныне.
Давайте рассмотрим и разберёмся в этой тайне, как же мы становимся жертвами супостатов, на примере наших братьев. Получив бесценный дар – новую жизнь, наша задача, как можно крепче вцепившись в него, сохранить его и преумножить. Нельзя, нельзя нам забывать об этом! Забыть о нём – равноценно потерять, а значит, погибнуть! Мы не должны забывать о том, какой была наша жизнь до прихода к вере. Наша жизнь должна быть наполнена смиренными помышлениями о нашем прошлом и настоящем. И нам надо помнить: без Бога мы – ничто! Забвение этого равноценно смерти! Таковы законы и правила духовной жизни.
Так как же всё-таки случилась погибель наших братьев? Отвечаю: у бесов есть доступ к человеку. И зацепить они могут нас за страсти, которые живут в нас. Они есть семена, посеянные сатаной. И главная цель труда христианского состоит в борьбе с этими страстями, через которые и губит нас враг рода человеческого. Приходим мы в храм, уже взрастив в себе настоящих исполинов во всех восьми страстях. И по-другому уже редко бывает в наше время. Унаследовав страсти от своих родителей, нередко унаследовав от них и исполинов, мы, проживая годы свои вне спасительной Православной веры, развиваем в себе все страсти максимально – в погоне за земным счастьем, которое активно пропагандируется сейчас везде. В современном понимании земное счастье – это максимальное удовлетворение своих страстей. Но придя в Церковь и узнав правду, в том числе и о страстях, мы должны взять на себя наиважнейший труд, борьбу со страстями. Такую же борьбу вели Женя с Денисом. И поначалу преуспевали. Поскольку многие грехи прекратили, создавалась некая видимость благополучия. Но борьба со страстями, учат отцы нашей Церкви, должна продолжаться до гробовой доски. Сатана же и помощники его не перестают злоухищрениями своими искать доступ к человеку. Главная же страсть, через которую бесы получают власть над человеком, – гордость, твердыня сатанинская, через неё вошел грех в мир. Каждому христианину не обойти борьбы с гордостью и или победить её с Божией помощью смирением и смиренномудрием, или быть побеждённым.
В какой-то момент в ребятах, у каждого в своём и порознь, стали заметны некоторые наклонности к расслаблению. Какие-то дела, которые вроде как и не нужны совсем, какие-то желания, без которых также можно было благополучно прожить… Не должны, не должны мы забывать о своих смертельных болезнях, ведь враг только этого и ждет! И на заботливое предостережение вдруг слышится ответ, из которого можно с горестью судить о забвении человеком своей болезни-страсти, о забвении богоугодного и спасительного недоверия самому себе. На повторное предостережение-обличение об опасности пребывания в таком состоянии, снова звучит ответ: «… да не будет уже со мной такого!» Это-то и нужно врагу! Так действует в нас гордость – самонадеянностью и забвением своих насущных трудов. И падение уже не за горами. И, конечно же, бесы таких ошибок не прощают. Помочь здесь может брату ближний друг, но, увы, тот уже его не слушает! Гордость укрепляется. Братья наши начинают томиться от того, что нужно советоваться, слушаться и нельзя делать то, что хочется. Горестное состояние, предтеча падения, уговоры и убеждения бесполезны. Ещё по привычке ходят в храм, ещё выполняют положенные работы, но внутри жизнь братьев наших уже не имеет прежнего света, там поселилось неудовлетворение и мрачное недовольство. Уже появляется и укрепляется помысел лукавый и гордый: «Зачем мне нужен брат? Я и сам прекрасно смогу жить без него. Буду продолжать и в храм ходить», – убеждает себя несчастный. «Всё будет нормально. К прежней же греховной жизни я уже никогда не вернусь», – думает незаметно обольщённый сатаною, выводимый из спасительного покрова Божия, в котором был рожден и только в котором теплилась и могла быть жизнь христианская. «Сам буду жить», – думали каждый одинаково, но порознь и в разное время наши братья. «Сам» – страшное и гордостное помрачение, посеянное и взросшее в сердце человека от духа лукавого.
Братья и сёстры, сам никто и никогда, ни в прошлые века, ни тем более в наш век, жить по вере не мог и не сможет. Всегда в Церкви были пастыри, духовники, учителя, которые научали, а в дальнейшем и окормляли народ христианский. «Сам» – это страшный самообман, цена которого – вечная погибель. Невольно вспоминается тот, кто первым употребил это зловещее выражение, бывший верховный архангел Денница. В тот момент, как только решил, что он САМ как Бог, зачем ему Бог, он из светлого ангела превратился в тёмного и зловонного беса и, потеряв всю славу, данную ему Богом, ниспал с небес. Абсолютно точно: когда мы подражаем сатане и в душе нашей поселяется гордое САМ, то благодать Божия оставляет несчастного и он становится добычей злых духов.
Братья и сёстры, давайте с вами зададимся вопросом, хотели ли братья наши вот так окончить свою земную жизнь? Думаю, что, конечно же, нет! Как же случилась трагедия? Чего же хотели братья наши? Вдруг, в какой-то момент, они, усвоив себе ложное настроение о возможности для них самостоятельной церковной жизни, захотели вполне безобидных для современного мира вещей. Один захотел съездить поиграть в футбол с друзьями детства. Другой захотел встретиться с одноклассниками, вдруг вспомнил, что давно не виделся и соскучился. А оба ещё захотели подружиться с девушками, посчитав себя уже готовыми к таким отношениям. Абсолютно точно, что дела и поступки, безобидные для мира, в духовной жизни могут оказаться – смертельными, сначала для души, а потом уже и для тела. Для бесов это дело техники. Сегодняшний пример для нас и показателен и поучителен.
Рассмотрим ещё одно смертельное орудие гордости – своеволие. Отцы Церкви назвали исполнение своих желаний и хотений для человека гибелью, так как через исполнение своей воли, человек сам того не понимая, исполняет волю бесов. Один великий отец Церкви сказал: что не знает иного падения для христианина, как последовать своей воле. Настолько велико наше падение и рабство злым духам, что исполнение своей воли является для души человека смертельным. И мы должны, изучая веру, знать об этом. При помощи духовных упражнений, отсечением исполнений своей воли мы должны умертвлять её. Жизнь для христианина – это жизнь по Евангелию. Воистину такую жизнь можно назвать рождением, новою жизнью, жизнью по святым Евангельским заповедям. Мы сейчас с вами говорим не о невозможных для нас вещах, а единственно для нас насущных. Разве может кто-то из нас сказать, что «меня эти вопросы не касаются»? Или скажет кто-то: «я интеллигентная женщина и делать такие дела, от которых погибли эти люди, не буду». Но смерть души наступает не от алкоголя или наркотиков, а от исполнения своей воли. И здесь нет никакой разницы между тем, в каком возрасте и при каких обстоятельства застанет нас смерть. Ничем не лучше умереть в преклонном возрасте, всю жизнь исполняя свою волю, между тем считая себя христианкой.
Давайте попытаемся посмотреть, как же жить, чтобы не исполнять свою волю гибельную, а жить по Божией воле спасительной. Приходя к вере, мы узнаём, что для нашей развращенной и убитой грехом воли дано лекарство – жизнь по Евангелию. Это значит, что все наши поступки и дела должны сверяться по Евангельским заповедям. Это значит, что научаясь жить духовною жизнью и ведя борьбу со страстями, мы крайне недоверчиво и осторожно должны относиться ко всему, что исходит от нас. Должны тщательно проверять всё, что исходит от нашей воли. По этому признаку можем понимать, что, если это моё желание или хотение и если оно не входит в круг моих прямых и оговорённых обязанностей, то, значит, велика вероятность, что моё желание исходит от бесов. Приведённые выше примеры наглядно показывают, как через исполнение своей воли, своих желаний на самом деле братья оказались уловленными бесами, а те свою добычу уже не упустили, довели дело до логической развязки – погубили ребят.
Шесть с половиной лет назад, весной 2008 года Евгений и Денис обратившись за помощью, оказались в моём доме. По благословению настоятеля моей задачей было помочь им, научить их жить по вере. Денис пробыл с нами недолго, около двух-трёх месяцев, и пропал. Евгений же прожил сначала у меня, а затем и в храме около двух лет, затем же, к сожалению, покинул храм. Больше эти ребята друг с другом не встречались. Полтора года назад Господь дал им ещё одну возможность. Денис освободился из колонии и вернулся в храм, идти ему было некуда, принять его могли только здесь. Я взял его жить к себе, понимая, что это единственная возможность помочь ему выжить. Евгений же, изрядно потрёпанный и побитый жизнью, также вернулся в храм, но проживал в деревне в православной общине. Увы, увы, ребят хватило ровно на год. И тот и другой покинули храм, мирская жизнь перетянула. Десятки, сотни раз я предупреждал их, что для них не возможна жизнь в миру, «погибнете смертью лютою», что и случилось. А прошло-то всего полгода после их ухода. Удивительно, но в морг их привезли с разных сторон одновременно. В списках так и значились один за другим. Вот так встретились наши братья, и в храм теперь вернулись одновременно – и в гробах.
Братья и сёстры, давайте из закончившейся трагично ситуации извлечём для своей жизни большой урок. Нельзя, никак нельзя нам проводить свою жизнь в беспечности и забвении. Никак нельзя нам, получив удивительнейший дар, возможность прожить жизнь земную в трудах ко спасению, потерять его. Божие долготерпение не бесконечно, а лютость врага рода человеческого многократно доказана.
Братья и сёстры, нисколько не будем с вами сомневаться в безграничном милосердии Божием и по отношению к ребятам нашим. Бог знает, как из любой даже на внешний вид самой, как нам покажется, безвыходной и проигрышной ситуации, извлечь добро и благо. В данном же случае и мы можем сослужить братьям нашим, получив урок из ошибок, совершённых ими, и не повторить их пути. Аминь.
Брат Евгения и Дениса, Владимир