Обстоятельства гонений на Школу покаяния подталкивают и меня, ученика этой Школы, написать несколько строк в защиту (не побоюсь сказать это слово) моей Православной Веры.
До своих 30-ти лет я брал от жизни все скверное – блуд, пьянство, а потом наркотики 6 лет. Кололся в пах, что на языке наркоманов означало «открыть крышку гроба». Жил на притонах, на наркотиках. В конце концов по милости Божией попал в таком страшно деградированном состоянии в тюрьму — это, как я сейчас хорошо понимаю, было последнее средство сохранения моей жизни, чтобы у меня ещё мог быть шанс для покаяния. Если бы не тюрьма, ушёл бы давно в ад.
Спустя некоторое время после освобождения появилась какая-то тяга к вере. Причина её, думаю в том, что предки мои были верующие. Сам пришёл в храм, никем не наученный и не наставленный, стал строить свою веру так, как мне это казалось: там что-то скажут, здесь что-то увижу, там на проповеди что-то услышу… И вот из таких обрывков составил свою веру — точнее сказать, своё собственное кривое понимание веры, в которую удобно вплелись и ереси, и мои крепко укоренившиеся страсти, и смертные грехи — всему нашлось место в этой своей мешанине. Но всегда сохранялось чувство, что это не то, что чего-то главного не хватает, что внутри идет какая-то фальш, что я ещё не увидел и не познал того настоящего, чего хотелось бы обрести. Внутреннее томление не давало покоя. Моё поведение, из меня всегда прорывающееся, напоминало мне о моём страшном прошлом, в которое возвращаться никак было нельзя, но что я должен сделать, чтобы ожить душой, я не понимал и никто этого мне конкретно сказать не мог. Искусственная любовь, предлагаемая извне, вовсе не питала душу. Сейчас могу сказать точно, что меня никто не учил покаянию, мне не говорили о моих болезнях души, не предлагали методы и средства исцеления — это было похоже на то, что я попал в больницу, в которой есть врачи и лекарства, но никто не знает, как этим всем пользоваться и больные остаются не исцелёнными, хотя им всё время говорится, как хорошо быть здоровыми. Что при этом будет испытывать больной на фоне этих по- фарисейски здоровых врачей? Больному будет ещё больнее от того, что они-то сами здоровы, а я калека и меня не лечат, а только призывают, как будто больной должен исцелиться сам. Невольно начинаешь видеть рядом с собой в храме таких же искалеченных, иногда показушно радующихся людей, при этом по временам впадающих в отчаяние от своих жизненных бед.
Впервые услышал о себе и о своей кривой вере из дисков Школы покаяния. Слушал и постоянно видел себя, как будто автор разговаривал именно со мной и открывал мне мои ошибки. Стало понятно, что примерно в такой же самовыдуманной вере плавает большинство моих знакомых христиан, с которыми доводилось общаться.
Здесь в Школе мне стало понятно, что вера — это не изображение любви, это не имитация радости, не внешняя паказуха, а война с самим собой вплоть до пролития пота и крови. Школа покаяния – это и есть путь тесный и скорбный… Да, не просто изменить себя, но вспоминая свою прошлую жизнь понимаешь, как страшно там позади и потихоньку ползешь вперед.
Я думаю, что люди, которые запрещают распространять книги и лекции С.М.Масленникова, основанные на трудах святителя Игнатия, сами прожили жизнь розово-интеллигентную, поэтому им не нужно покаяние — оно им противно. Они здоровы. Им не понять той глубины деградации, в какой находился я и еще многие находятся. Для меня эти лекции – это живая вера, это понятный и доступный пример покаяния, это путь исправления жизни, это обретение смысла существования на земле.
Я многие беседы раз десять слушал и все равно буксовал, когда себя проверял, что из прослушанного я запомнил. А запомнить очень хотелось, чтобы применять в жизни, чтобы не стоять на месте и не скатиться назад.
То, что у Сергея Михайловича нет официального богословского диплома, меня нисколько не смущает. По этому поводу хочу привести один случай, рассказанный мне одним братом (сейчас он священник). У него сломалась машина (иномарка) и он поехал ремонтировать к официальным дипломированным мастерам. Они проверили всю машину на специальном оборудовании и вынесли вердикт, что нужно менять какую-то дорогостоящую деталь. Брат огорчился, денег на нее не было. Приехав во двор своего дома, он зачем-то открыл капот и стал разглядывать двигатель. Мимо проходил знакомый и узнав о причине открытого капота посоветовал обратиться к какому-то местному «самоделкину». Брат с недоверчивостью позвонил и тот не видя машины, а услышав только из уст брата симптомы, определил в чем дело и дал ему один совет-предположение, в чем причина. Брат никуда не ездил, а прямо во дворе починил машину, не выкидывая кучу денег. Как говорит мой нынешний начальник, от теории до практики, как от земли до неба. Те были дипломированные теоретики, а этот гаражный практик.
Моё доверие к Сергею Михайловичу, как к практику, намного больше, чем к дипломированным теоретикам богословам. Но я не хочу их оскорбить, просто очень их жаль, они ведь пастыри наши и вроде должны учить жить нас по вере, работать над нами, лечить нас, а они сами не учат покаянию, и другим не дают.
До Школы покаяния я несколько лет был прихожанином одного из центральных храмов. Отцы старались для прихожан: красиво служили, клиросное пение наладили, храм украсили, даже говорили о покаянии, о смирении, о молитве, но никто не учил, что это и как этому научиться. Никто меня не спросил откуда я взялся в приходе, какую я жизнь прожил и что со мной сейчас? Пришел и ладно… Как будто по факту моего прихода надо понимать, что у меня уже всё в порядке. Видимо всех все устраивало. Но меня моя выдуманная вера не согревала и не устраивала, потому что совесть подсказывала, что это фальш. Сейчас вспоминаю то время и оно мне кажется еще ужасней, чем времена разгула.
Хочу утвердительно сказать, что лекции и книги Школы покаяния оказали мне существенную помощь. Благодарю автора за то, что он передал нам на доступном языке учение о спасении, оставленное нам святыми отцами Церкви. А дипломированным учителям желаю с поверхности веры углубиться внутрь себя и Дневник кающегося им в этом сильно поможет, как и мне помог. Не гнушайтесь положительной практикой покаяния, исследуйте себя и увидите свои болезни.
P.S.: Простите, если кого обидел, но и молчать, когда оскорбляют и запрещают веру, считаю нельзя. Если и люди не услышат, то Бог услышит!
См. также: