Здравствуйте, Сергей Михайлович. Не могу понять, как иметь постоянную память о Боге? Вот, например, на работе появляется время и казалось бы можно занять его молитвой или самоукорением, но несколько воззваний говорю — и всё, уплываю на какое-то время и потом начинать ещё труднее. Или уныние одолевает: начинаю в компьютере праздно новости смотреть. Самоукорение также: две — три мысли скажу и всё, тупик, минут на несколько провал. После укорю себя в этом, но слабо и потом всё повторяю. Хорошо, если при чтении удаётся несколько удерживать внимание. А ведь надо бы благоговейно, со страхом и с сокрушением научиться молиться. Когда же я этого достигну? Подскажите, как в этом развиваться? Всё моё старание ещё так сильно зависит от обстановки вокруг! С уважением и благодарностью, Антон.
Ответ:
Здравствуйте, Антон.
Ничего удивительного в этом нет, потому что родились мы с унынием и развивали его в себе всегда. Теперь же, когда хотим избавиться от него, то и видим, наконец, насколько мы уже заразились этой смертельной болезнью и как глубоко оказались в плену. Но от этого не отчаяние должно окончательно продавать нас в рабство, а рождаться должны вопли к Богу о милости и помощи, потому что самим нам никогда уже не справиться.
Пленник хорошо вопит тогда, когда понимает свой плен. Больной хорошо просит врача о помощи тогда, когда видит опасность своей болезни. То есть, из состояния нищеты духа удобно призывать Христа Спасителя на помощь.
Поэтому, как только снова уплывём умом в уныние, так сразу же очнёмся страхом Божиим и с сокрушением сердца опять продолжим взывать к Богу, постоянно держа в уме память об аде, где уже давно приготовлено место для нас.
Все так трудились, значит, и нам нужно делать то же самое и не отчаиваться: сразу никто святым не становился — это только они достигали нерассеянной молитвы, да и то через несколько десятков лет трудов.
Слова молитвы можно применять разные и поначалу чередовать их, чтобы ум не притуплялся.
Сергей Михайлович