Здравствуйте, Сергей Михайлович. У меня вопрос по статье о истинном и ложном смиренномудрии. Святитель Игнатий пишет : «Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью». Что значит Просто, Прямо, Твёрдо? помогите понять и если можно на примере. И ещё вопрос по статье о добродетелях. Что такое Правота и Прямота?
Ответ:
Здравствуйте, Сергей.
Глубина смирения так велика, а мы всё ещё барахтаемся на поверхности, так что и началу смирения — нищете духа ещё сопротивляемся, что и объяснить проявления его (смирения) не имеем возможности.
Тот, кто постиг опытом, пишет с лёгкостью, заключая в простые слова великий смысл. А мы повреждённые, даже и части сказанного понять не можем, тем более жить ещё так не научились, потому что страсти пока сильны.
Но попытаемся нашим скудоумием хоть что-то понять, надеясь не сильно повредить смысл и не причинить вреда ни себе, ни читающим.
Тот, кто ещё надеется на себя и на окружающих, особенно на сильных мира сего, тот обязательно что-то из себя изображает, чтобы понравиться ближним, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы никак не задеть власть имеющих и не потерять их расположение, чтобы выкрутиться, чтобы не попасть под подозрение и тд. Смиренный же уповает во всём на Бога, отдаёт себя в руки Божии во всех обстоятельствах жизни и не ищет более человеческого, но только того, чтобы не оскорбить ему Бога. Поэтому такой человек не заискивает, не человекоугодничает и не проявляет ложного смирения, но ведёт себя просто, прямо и твёрдо. Просто — значит, не заискивает с помощью специальной интонации и вычурности выражений, мимики, жестов и прочих приёмов. Прямо — значит, не лукавит, не уклоняется, не скрывает правду, даже если это может причинить ему проблемы, то есть не человекоугодничает. Твёрдо — значит, не отступит от истины, даже если будет принуждаем к этому лестью и угрозами, то есть не пойдёт на ложное смирение.
Такое поведение делает его правым пред Богом и поэтому оно величественно с точки зрения истины как подражание Самому Христу.
Мир же смотрит на такое с подозрительностью, потому что не знает действительного смирения. Мир обвиняет смиренных в гордости подобно тому, как Пилат говорил Спасителю: Мне ли не отвечаешь, когда я власть имею… Пилат хотел, чтобы Христос начал заискивать пред ним, ища пощады. Но Сын шёл на крест добровольно, смиренно исполняя волю Отца.
Благодатное смирение давало святым силу твёрдо стоять в истине, независимо от внешних обстоятельств. Имеющий смирение уже не соблазняется земными радостями и не огорчается земными скорбями.