«Горе миру от соблазнов: ибо надлежит придти соблазнам» (Мф.18:7) – предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине «умножения беззакония иссякнет любы многих» (Мф.24:12), и «Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земле?» (Лк.18:8) – «Земля Израилева» – Церковь, будет «низвращена от меча» – от убийственного насилия соблазнов – «и пуста весьма» (Иез.38:18). Жительство по Богу сделается очень затруднительным.
Сделается оно таким потому, что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.
«О, бедственное время! О, бедственное состояние! – восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов: – «О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!»
Золотые слова святителя Игнатия! Ведь мы уже стоим сейчас пред лицом всех этих безчисленных многообразных соблазнов, которые так затрудняют современным людям «жительство по Боге», а многие ли в наше время отдают себе ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов? В мире, на наших глазах, происходят душу потрясающие события, как напр. кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину – Россию, создание безбожных богоборческих государств, открытая борьба с Богом и Церковью, явное служение сатане, а многие, как слепцы, ничего этого словно не видят и даже сердятся, когда им на это указывают: «да что вы говорите? ничего особенного тут нет! всегда это было!» и тому подобное.
Как и эта духовная слепота едва ли не большинства современных людей, даже именующих себя христианами (страшно сказать: среди них есть и немало христианских священнослужителей!), так и все, с каждым днем умножающиеся соблазны, которые все более и более затрудняют «жительство по Боге», – это, по словам святителя Игнатия – явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни «отступления», о котором предрек св. Апостол Павел в своем Втором Послание к Солунянам (2Сол.2:3).
«Создается жительство по Боге, – говорит святитель Игнатий, – очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами» (!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми… в последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служение сатане».
Кто, видя все ныне в мире происходящее – вплоть до открытого уже служения сатане, – может сказать, что это время еще не наступило?
«Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»
Разве мы этого не видим? Ведь еще совсем, сравнительно, недавно казалось совершенно невозможным то полное безстыдство в религиозно-нравственной жизни людей, которое сейчас на наших глазах делается, вплоть до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане. И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гонение, доходящее до пролития крови, на исповедующих истинную веру Христову стало в наши дни грозным фактом. И напрасно проводить какую-то параллель между этим современным гонением на веру Христову во всех видах и тем, какое было на заре христианства. Тогда гнали христиан язычники, не ведавшие истинного Бога, не знавшие Христа, а теперь яростно и ожесточенно, злобно гонят Христову веру те, которые отлично знают Христа и проповеданное Им высокое учение и зачастую – сознательные отступники от Христовой веры, продавшие душу свою сатане за земные блага. Жутко читать дальнейшие предречения святителя Игнатия, исполняющаяся на наших глазах в наше время: «Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее … Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную все губящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием.
Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение Ее, нежели остановят». Эти слова как бы списаны с натуры в наше время! Ведь мы сейчас как раз являемся свидетелями этого «страшного и быстрого колебания Церкви». И действительно предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда, откуда должны были бы предприниматься – не из духовной области, а все из тех же «стихий мира, враждебного Церкви» – из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое. И конечно, такие меры не только не остановят падения Церкви, а скорее ускорят его. «Не от кого ожидать восстановления христианства, – говорит далее святитель Игнатий: – Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями. Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть», и от всякого из нас переход в вечность не далек.
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно понимать его. Это – допущение Свыше. Старец Исаия говорил мне: Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Наставления прямо как будто непосредственно к нам направленные, дабы мы не унывали, не падали окончательно духом, видя, что делается. Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить в такое время духовное одиночество.
«Себя спасай! блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно». Вот, какое трудное будет для спасения время, и оно уже наступило!
«Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим» – подчеркивает эту трудность святитель Игнатий, желая внушить нам особенную бодренность, особенное внимание себе.
Отступление в усиленно, все более и более развивающуюся эпоху которого мы, по многим признакам, как свидетельствует об этом и святитель Игнатий, уже вступили, должно предшествовать явлению в мир противника Христова – антихриста: оно должно подготовить приход и воцарение Антихриста и «увенчается» им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его.
Об этом, основываясь на предречениях многих Отцов Церкви, говорит святитель Игнатий в своей замечательной книжице: «О чудесах и знамениях»
Антихрист явится естественным последствием «оскудения в людях духовного знания и рассуждения» и «отсутствия истинного Богопознания», которое «принимает дела диавола за дела Божии».
Соль обуеват. Архиепископ Аверкий (Таушев) Отзывы о трудах святителя: https://www.youtube.com/watch?v=rSA6aeQVJHA
ПОЧЕМУ ПОСТИГЛА НАШУ РОДИНУ-РОССИЮ ТАКАЯ СТРАШНАЯ КАРА БОЖИЯ? ***Главная причина всех бедствий, постигающих человека и лишающих его мира и благополучия, это – отход его от Единственного Источника жизни и благоденствия, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попрание Его Божественных законов и установлений, единственно-спасительных для человека.
А этим именно и согрешил и притом тяжко согрешил наш православный русский народ, которому был вверен Богом великий спасительный талант единой истинной, единой спасающей веры – веры святой, православной.
Мы уже много и не раз писали на эту тему. Но – увы! Глубоко вошла зараза богоборчества в души многих русских людей, даже таких, которые кажутся и сами себя считают верующими. И не удивительно! Ведь десятками лет велась эта систематическая и упорная работа по духовному разложению душ русских людей, по духовному опустошению их, и – достигла своей цели, в той или иной степени.
Ведь иначе не было бы у нас революции и большевизма, и не сидели бы мы теперь здесь заграницей и не спорили бы между собою о том, какими способами и методами лучше спасти Россию и какой политически строй установить в ней после освобождения ее от большевиков.
Некоторые, правда, за эти долгие годы изгнания образумились и, после всего пережитого, стали, наконец, здравомыслящими, поняв, что «Без Бога ни до порога» и что: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не отец». Но еще очень многие, зачастую ослепленные гордынею и не находящие в себе сил смириться перед авторитетом Матери-Церкви, блуждают в духовных потемках, и очень мало, а то и совсем ничего не видят.
Среди этих последних не все воспринимают как должно, все то, что мы говорим и пишем, а говорим и пишем мы ведь не «от себя» и не «свое», а только то, чему учит и наставляет нас наша Мать-Церковь, стараясь убеждать в необходимости следовать всему этому, так как без этого нет нам спасения и еще горшие беды и напасти нас ожидают.
Неложны ведь слова Самого Господа, сказанные еще в Ветхом Завете через св. пророка Исаию и сохраняющие всю свою силу и для нас, христиан, в Новом Завете, поскольку они читаются Церковью в первый день Великого Поста за богослужением: «Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» (Ис. 1, 19–20).
К чему же продолжать так упрямствовать и упорствовать в своем неразумном противлении своей Матери-Церкви, желающей нам только спасения?
Ведь это значит накликать на себя еще горшую участь, чем та, которая нас постигла, ибо противление Богу неизбежно влечет за собой справедливое возмездие по закону Правды Божией.
В частности, совершенно неправильно идеализировать сплошь все, что было у нас в прежней дореволюционной России. Ведь если бы все было у нас вполне благополучно, то не было бы и революции и большевизма.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
А была ли глубокая Вера в народе от Владимира до 16 века? Вообще какой период истории России можно назвать самым » Христианским»?
Иеромонах Серафим Роуз о наших временах:
Жизнь, которую ведут большинство современных «христиан» – жизнь, сосредоточенная на себе и на самоудовлетворении, – стала настолько общим явлением, что она окончательно отторгает их от какого бы то ни было понимания духовной жизни; и когда такие люди обращаются к «духовной жизни», то лишь как к новой форме самоудовлетворения.
Воистину, сейчас – позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а еще больше – молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает эта немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать то, что называется «нормальной жизнью», полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения. Поколения, совершенно не подозревающего, что «рай дураков», в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно неподготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают. Сейчас уже вопрос состоит не в том, чтобы быть «хорошим» или «плохим» православным христианином, вопрос сейчас стоит так: сохранится ли наша вера вообще? У многих она не сохранится; грядущий антихрист будет слишком привлекательным, слишком Соответствующим тому духу времени, тому мирскому духу, к которому мы стремимся, чтобы большинство людей даже не узнало, что они потеряли свое христианство, поклонившись ему.
Нет ничего трагичнее, чем видеть человека, выросшего в Православии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, имеющего представление об общих целях Православия, понимающего некоторые службы – и при этом не осознающего, что же происходит вокруг него. И он преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна – это как живет большинство, а вторая – как православные живут по воскресеньям и когда читают какой-нибудь православный текст. Когда ребенка воспитывают таким образом, он скорее всего не выберет Православия; оно станет очень малой частью его жизни, потому что современная жизнь очень соблазнительная, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность.
Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым».
Часто более старомодные родители мало соприкасаются с этой жизнью и живут более или менее отдельно своей собственной жизнью, но они будут улыбаться, видя, как их дети следуют за новейшим безумством, и думать, что это нечто безвредное. Этот путь – полное несчастье для христианской жизни, это смерть души. Некоторые могут все еще вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы и умирают, и что печальнее всего, их дети заплатят за это различными психическими и духовными расстройствами и болезнями, которые все более и более распространяются.
Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время.
Православие – это жизнь. Если мы не живем По-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.
«Горе миру от соблазнов: ибо надлежит придти соблазнам» (Мф.18:7) – предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине «умножения беззакония иссякнет любы многих» (Мф.24:12), и «Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земле?» (Лк.18:8) – «Земля Израилева» – Церковь, будет «низвращена от меча» – от убийственного насилия соблазнов – «и пуста весьма» (Иез.38:18). Жительство по Богу сделается очень затруднительным.
Сделается оно таким потому, что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется.
«О, бедственное время! О, бедственное состояние! – восклицает святитель Игнатий, созерцая это губительное зрелище соблазнов: – «О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!»
Золотые слова святителя Игнатия! Ведь мы уже стоим сейчас пред лицом всех этих безчисленных многообразных соблазнов, которые так затрудняют современным людям «жительство по Боге», а многие ли в наше время отдают себе ясный отчет во всей крайней губительности этих соблазнов? В мире, на наших глазах, происходят душу потрясающие события, как напр. кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину – Россию, создание безбожных богоборческих государств, открытая борьба с Богом и Церковью, явное служение сатане, а многие, как слепцы, ничего этого словно не видят и даже сердятся, когда им на это указывают: «да что вы говорите? ничего особенного тут нет! всегда это было!» и тому подобное.
Как и эта духовная слепота едва ли не большинства современных людей, даже именующих себя христианами (страшно сказать: среди них есть и немало христианских священнослужителей!), так и все, с каждым днем умножающиеся соблазны, которые все более и более затрудняют «жительство по Боге», – это, по словам святителя Игнатия – явное знамение уже начавшегося и быстро прогрессирующего в наши дни «отступления», о котором предрек св. Апостол Павел в своем Втором Послание к Солунянам (2Сол.2:3).
«Создается жительство по Боге, – говорит святитель Игнатий, – очень затруднительным по обширности, всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами» (!!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат безчисленными кознями истинных христиан, противопоставят безчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает св. Тихон Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми… в последнее время истинный инок (конечно, это относится не только к инокам, но и ко всем истинным христианам) едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтобы в нем с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием Отступления и отступников в служение сатане».
Кто, видя все ныне в мире происходящее – вплоть до открытого уже служения сатане, – может сказать, что это время еще не наступило?
«Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»
Разве мы этого не видим? Ведь еще совсем, сравнительно, недавно казалось совершенно невозможным то полное безстыдство в религиозно-нравственной жизни людей, которое сейчас на наших глазах делается, вплоть до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане. И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гонение, доходящее до пролития крови, на исповедующих истинную веру Христову стало в наши дни грозным фактом. И напрасно проводить какую-то параллель между этим современным гонением на веру Христову во всех видах и тем, какое было на заре христианства. Тогда гнали христиан язычники, не ведавшие истинного Бога, не знавшие Христа, а теперь яростно и ожесточенно, злобно гонят Христову веру те, которые отлично знают Христа и проповеданное Им высокое учение и зачастую – сознательные отступники от Христовой веры, продавшие душу свою сатане за земные блага. Жутко читать дальнейшие предречения святителя Игнатия, исполняющаяся на наших глазах в наше время: «Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее … Дело православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке… Одна особенная милость Божия может остановить нравственную все губящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием.
Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение Ее, нежели остановят». Эти слова как бы списаны с натуры в наше время! Ведь мы сейчас как раз являемся свидетелями этого «страшного и быстрого колебания Церкви». И действительно предпринимаемые меры заимствуются совсем не оттуда, откуда должны были бы предприниматься – не из духовной области, а все из тех же «стихий мира, враждебного Церкви» – из области страстей человеческих, помышляющих не о том, что Божие, а что человеческое. И конечно, такие меры не только не остановят падения Церкви, а скорее ускорят его. «Не от кого ожидать восстановления христианства, – говорит далее святитель Игнатий: – Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а Тело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановлено только Его орудиями. Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть», и от всякого из нас переход в вечность не далек.
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно понимать его. Это – допущение Свыше. Старец Исаия говорил мне: Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Наставления прямо как будто непосредственно к нам направленные, дабы мы не унывали, не падали окончательно духом, видя, что делается. Тяжелее всего, конечно, как отмечает это не раз и святитель Игнатий, переносить в такое время духовное одиночество.
«Себя спасай! блажен, если найдешь хотя одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно». Вот, какое трудное будет для спасения время, и оно уже наступило!
«Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим» – подчеркивает эту трудность святитель Игнатий, желая внушить нам особенную бодренность, особенное внимание себе.
Отступление в усиленно, все более и более развивающуюся эпоху которого мы, по многим признакам, как свидетельствует об этом и святитель Игнатий, уже вступили, должно предшествовать явлению в мир противника Христова – антихриста: оно должно подготовить приход и воцарение Антихриста и «увенчается» им, после чего наступит страшный период последней решительной борьбы диавола с Богом и со Христом Его.
Об этом, основываясь на предречениях многих Отцов Церкви, говорит святитель Игнатий в своей замечательной книжице: «О чудесах и знамениях»
Антихрист явится естественным последствием «оскудения в людях духовного знания и рассуждения» и «отсутствия истинного Богопознания», которое «принимает дела диавола за дела Божии».
Соль обуеват. Архиепископ Аверкий (Таушев) Отзывы о трудах святителя: https://www.youtube.com/watch?v=rSA6aeQVJHA
ПОЧЕМУ ПОСТИГЛА НАШУ РОДИНУ-РОССИЮ ТАКАЯ СТРАШНАЯ КАРА БОЖИЯ? ***Главная причина всех бедствий, постигающих человека и лишающих его мира и благополучия, это – отход его от Единственного Источника жизни и благоденствия, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попрание Его Божественных законов и установлений, единственно-спасительных для человека.
А этим именно и согрешил и притом тяжко согрешил наш православный русский народ, которому был вверен Богом великий спасительный талант единой истинной, единой спасающей веры – веры святой, православной.
Мы уже много и не раз писали на эту тему. Но – увы! Глубоко вошла зараза богоборчества в души многих русских людей, даже таких, которые кажутся и сами себя считают верующими. И не удивительно! Ведь десятками лет велась эта систематическая и упорная работа по духовному разложению душ русских людей, по духовному опустошению их, и – достигла своей цели, в той или иной степени.
Ведь иначе не было бы у нас революции и большевизма, и не сидели бы мы теперь здесь заграницей и не спорили бы между собою о том, какими способами и методами лучше спасти Россию и какой политически строй установить в ней после освобождения ее от большевиков.
Некоторые, правда, за эти долгие годы изгнания образумились и, после всего пережитого, стали, наконец, здравомыслящими, поняв, что «Без Бога ни до порога» и что: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не отец». Но еще очень многие, зачастую ослепленные гордынею и не находящие в себе сил смириться перед авторитетом Матери-Церкви, блуждают в духовных потемках, и очень мало, а то и совсем ничего не видят.
Среди этих последних не все воспринимают как должно, все то, что мы говорим и пишем, а говорим и пишем мы ведь не «от себя» и не «свое», а только то, чему учит и наставляет нас наша Мать-Церковь, стараясь убеждать в необходимости следовать всему этому, так как без этого нет нам спасения и еще горшие беды и напасти нас ожидают.
Неложны ведь слова Самого Господа, сказанные еще в Ветхом Завете через св. пророка Исаию и сохраняющие всю свою силу и для нас, христиан, в Новом Завете, поскольку они читаются Церковью в первый день Великого Поста за богослужением: «Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» (Ис. 1, 19–20).
К чему же продолжать так упрямствовать и упорствовать в своем неразумном противлении своей Матери-Церкви, желающей нам только спасения?
Ведь это значит накликать на себя еще горшую участь, чем та, которая нас постигла, ибо противление Богу неизбежно влечет за собой справедливое возмездие по закону Правды Божией.
В частности, совершенно неправильно идеализировать сплошь все, что было у нас в прежней дореволюционной России. Ведь если бы все было у нас вполне благополучно, то не было бы и революции и большевизма.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
А была ли глубокая Вера в народе от Владимира до 16 века? Вообще какой период истории России можно назвать самым » Христианским»?
Иеромонах Серафим Роуз о наших временах:
Жизнь, которую ведут большинство современных «христиан» – жизнь, сосредоточенная на себе и на самоудовлетворении, – стала настолько общим явлением, что она окончательно отторгает их от какого бы то ни было понимания духовной жизни; и когда такие люди обращаются к «духовной жизни», то лишь как к новой форме самоудовлетворения.
Воистину, сейчас – позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а еще больше – молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает эта немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать то, что называется «нормальной жизнью», полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения. Поколения, совершенно не подозревающего, что «рай дураков», в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно неподготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают. Сейчас уже вопрос состоит не в том, чтобы быть «хорошим» или «плохим» православным христианином, вопрос сейчас стоит так: сохранится ли наша вера вообще? У многих она не сохранится; грядущий антихрист будет слишком привлекательным, слишком Соответствующим тому духу времени, тому мирскому духу, к которому мы стремимся, чтобы большинство людей даже не узнало, что они потеряли свое христианство, поклонившись ему.
Нет ничего трагичнее, чем видеть человека, выросшего в Православии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, имеющего представление об общих целях Православия, понимающего некоторые службы – и при этом не осознающего, что же происходит вокруг него. И он преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна – это как живет большинство, а вторая – как православные живут по воскресеньям и когда читают какой-нибудь православный текст. Когда ребенка воспитывают таким образом, он скорее всего не выберет Православия; оно станет очень малой частью его жизни, потому что современная жизнь очень соблазнительная, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность.
Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым».
Часто более старомодные родители мало соприкасаются с этой жизнью и живут более или менее отдельно своей собственной жизнью, но они будут улыбаться, видя, как их дети следуют за новейшим безумством, и думать, что это нечто безвредное. Этот путь – полное несчастье для христианской жизни, это смерть души. Некоторые могут все еще вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы и умирают, и что печальнее всего, их дети заплатят за это различными психическими и духовными расстройствами и болезнями, которые все более и более распространяются.
Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время.
Православие – это жизнь. Если мы не живем По-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.