Следующий пример греха, которым возмущается о. Георгий Максимов: «Пили чай перед сном, употребляли жидкости сверх необходимой меры». (Обратим внимание, что так он соединяет два разных примера в один, одновременно выдёргивая слова из контекста).
Полностью этот пример греха в «Дневнике кающегося» выглядит так: «Не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном». Т.е. здесь имелось ввиду именно явное нарушение режима питания в угоду своему чреву, когда чувство голода возникает у человека перед самым сном, хотя он вовремя поужинал и был сыт. Слова с «пустым желудком» взяты в кавычки, потому что ужин был своевременным и достаточным, чтобы дожить до завтрака.
Приведём несколько цитат из авторитетных источников:
Н. Е. Пестов «Современная практика православного благочестия». М., 2016 г. Т. 2. С. 423-424: «Духовные отцы считают необходимым ограничивать и нашу норму пития. Излишнее питие также отягощает нас и особенно неблагоприятно влияет на наше физическое сердце, заставляя его работать с перегрузкой, и этим приводит его к болезни и преждевременному ослаблению».
«Сыне человеч! Яждь весом хлеб твой и воду мерою пий» (Иезек.)
Вот что говорит по поводу проявлений подобных грехов прп. Нил Сорский. «Жития и творения Русских святых». М., 2001 г. С. 157-158:
«Пусть каждый определит для себя количество пищи на каждый день, но чтобы было это НЕ ПО ПРИХОТИ, а по необходимости». «Должно питаться без пресыщения и употреблять ТОЛЬКО НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ТЕЛА в меру, с рассуждением относительно как пищи, так и пития… т.к. многие через чревоугодие впали в ров разных скверн и бесчестия, о чем и говорить срамно».
«Когда же кто, или утомившись дальней дорогой, или каким-либо непосильным трудом, окажет снисхождение своему телу…− это не заслуживает порицания ни в пище, ни в питие, ни во всяком покое, потому, что он сделал так по НУЖДЕ И С РАССУЖДЕНИЕМ».
Если выделить главное, на что указывает прп. Нил Сорский – «по нужде и с рассуждением», — то какая может быть нужда в подхлестывающем нервы чае перед сном? Зачем есть на ночь, если в своё время был нормальный ужин?
Свт. Феофан Затворник. «Страсти и борьба с ними». М., 2011 г. С. 69, 79: «Извольте себе избрать мерное правило в пище и питии, как делали все святые… НИЧЕГО РАДИ ПЛОТОУГОДИЯ, а только для здоровья», «не угождать плоти, а НУЖДЫ ее удовлетворять… одно имея ввиду-плоти угодия не творить, и ни в чем не самоугодничать».
Так является ли грехом употреблять пищу (пить чай) перед сном, когда нет для этого никакой реальной необходимости? Остаётся одна причина – чревоугодие!