Далее продолжая читать интервью сотрудника Издательского Совета и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олега Васильевича Костишака на сайте Патриархии «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова».
В своем интервью Олег Васильевич говорит: «В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу…».
Для уточнения полное название греха в «Дневнике кающегося» написан так: «Употребляли пищу ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается)»[1].
Попробуем понять, а что же говорит об этом грехе Священное Писание и Святые Отцы:
- В Священном Писании апостол Павел в 1-м Послание к Солунянам. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся» (Сол.5:7-8)[2].
- Толкование блаженного Феофилакта Болгарского:
Спящими называет здесь апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести. Таковы, действительно, дела настоящей жизни, нисколько не отличающиеся от сонных мечтаний. Далее, опьянением называет не одно опьянение от вина, но и от всяких страстей, как выводящее человека из обыкновенного состояния и омрачающее владычественное души, то есть ум. Итак, вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих[3].
- Толкование святителя Иоанна Златауста:
Здесь он говорит о темной и нечистой жизни, так как развратные и злые люди все делают ночью, скрываясь от всех и окружая себя тьмою[4].
- Авва Дорофей в пятнадцатом Поучении говорит:
Когда у кого-нибудь бывает сей недуг, т. е. беснование о наполнении чрева, тогда это называется «гастримаргия», от слов: «μαργαινειν» — беситься, и «γαστηρ» чрево, т. е. беснование о чреве. Когда же беснование бывает только об услаждении гортани, то это называется «лемаргия» от слов: «λαιμος» гортань и «μαργαινειν» беситься. Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с большим вниманием остерегаться и избегать сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех.
- Нравственное богословие для мирян прот. Евгения Попова.
…В настоящем разе приходит на память пример несчастного Валтасара. Валтасар ночью веселился, забыв Бога, и-вдруг увидел на стене руку, пишущую на него суд (Дан.5). Житейские беседы, пирования и увеселения дальше полуночи, несомненно составляют особенную вину. Почему же? — Они соединены бывают с насильственным ночным бодрствованием; наделяют человека головною болью на следующий день и большею способностью, чем в другое время, раздражаться; нарушают порядок занятий, какие у кого есть, и какие иной раз призывают к труду с раннего утра. — Тебе же, верующая душа! время полночи должно напоминать о втором пришествии Христовом![5]
Священное писание и Святые отцы писали об этой страсти, очень жаль, что сотрудник Издательского совета об этом не знает и выражает своё недоумение, что Сергей Михайлович в Дневнике Кающегося «даже» указал такой грех, который не грех, по мнению Олега Васильевича.
P.S. Если кто-то еще встречал высказывания об этом грехе у других Святых Отцов, наверное, можно тоже прислать в отзывы, они дополнят этот перечень. Спасибо!
[3] Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
[4] Толкование святителя Иоанна Златауста
[5] Нравственное богословие для мирян прот. Евгения Попова.