Продолжая читать интервью[1] сотрудника Издательского Совета и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олега Васильевича Костишака на сайте Патриархии «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова», находим следующее заблуждение.
Олег Васильевич в интервью говорит: «…Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное) — это: 1) любовь ко Христу и 2) устремленность к общению с Ним».
- Проверим, неужели отцы говорили о любви ко Христу с первых шагов? Вот, прямо так – из состояния своей греховности и страстности – сразу любовь?
- Посмотрим, что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о страхе Божием и о любви Божией»[2]:
- Опять страх предшествует любви. Всякий, бесстыдно утверждающий, что можно приобрести последующее, не упражняясь предварительно в предшествующем, без сомнения положил первое основание погибели для души своей. Господом установлен такой путь, что последнее рождается от первого».
- Напрасно же исполненные самомнения и самообольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к страху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия.
- Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей (1Кор. 13,13) что она – Бог (1Ин. 4, 8), начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.
Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием.
- Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. И Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа.
- Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека.
- Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью! Он свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с той целью, чтобы обитал в нем Бог (1Кор. 3, 16). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении.
- Ощущение любви, которое приписывает себе грешник, не перестающий утопать в грехах, которое приписывает он себе неестественно и гордо, есть не что иное, как одна обманчивая, принужденная игра чувств, безотчетливое создание мечтательности и самомнения. «Всяк согрешаяй не виде Его, ни позна Его» (1Ин. 3, 6) – Бога, Который есть «Любовь».
- Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души.
Как видно из приведённых цитат, никакого сразу восхождения в любовь не бывает. Начинается пусть спасения со страха Божия, который может появиться от глубокого познания себя не только в теории, но особенно в реальной борьбе. Очень жаль, что какое-то «розовое Православие» уж очень глубоко въелось в умы православных, а Истина отвергается вот такими интервью, как это сделал О.В. Костишак.
- Ещё посмотрим, неужели отцы учили сразу устремляться к общению с Богом? Возможно ли сходу такое общение? Не будет ли оно страстным? Неужели в грязном рубище входит на брачный пир?
- Преподобный Симион Новый Богослов пишет:
Кто обладаем или каждою из сих страстей, или одною какою из них всецело, тот не имеет общения с Богом — Пресвятою Троицею, Отцом, Сыном и Святым Духом, хотя бы он постился, совершал бдения, спал на голой земле, и всякое другое нес злострадание, хотя бы имел всезнание и мудрость. Для сего потребно ему прежде в духе освобождену быть от сих страстей Христом Господом, Который говорит: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век (Ин.8:34-35)[3].
- Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о книге «Подражания» в которой, как раз, проповедуется устремленность к общению с Богом, без покаяния:
«В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сладострастия. Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, – и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности».
- «Не распявшие плоти своей, не обуздавшие в ней греховных вожделений и стремлений, увлекающиеся сладострастными ощущениями и помыслами не могут быть в общении со Христом, состоя посредством услаждения и увлечения грехом в общении с сатаной».[4]
Следующие слова Господа Иисуса Христа, как видно, совсем забыты Олегом Васильевичем:
…Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13, 24).
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14).
Остаётся догадываться, зачем О.В. Костишак так выступает против добродетели:
«Фарисей осуждает в ближних не зло, не порок, не нарушение Закона. Нет! Как может он осуждать зло, которого он друг и наперсник? Стрелы его направлены на добродетель. Но чтобы вернее были удары, он оклеветывает добродетель, приписывает ей зло, соблазняется на это зло и, по виду поражая его, убивает ненавистного ему раба Христова».[5]
[2]Аскетические опыты. Том 2. Слово о страхе Божием и о любви Божией
[3]Преподобный Симеон Новый Богослов
[4]Аскетические опыты. Том 2. Слово о спасении и о христианском совершенстве