Прочитала интервью сотрудника Издательского Совета и.о. руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Олега Васильевича Костишака на сайте Патриархии «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова». Сразу возникло подозрение: знаком ли с аскетикой этот эксперт?
О «Дневнике кающегося» Олег Васильевич в интервью говорит: «В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна)».
Решила сама убедиться, хорошо ли знает этот специалист Писание. В первом послании святого апостола Иоанна Богослова есть четкое разграничение греха смертного и несмертного:
1 Ин.5:16. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
В предисловии к первому посланию святого апостола Иоанна блаженный Феофилакт Болгарский пишет:
Апостол Иоанн объясняет различие между страхом и любовью, между детьми Божиими и детьми диавола, между грехом смертным и не смертным, и между духами. Раздельно объясняет, какой дух от Бога, и какой дух заблуждения; когда мы признаемся детьми Божиими, и когда детьми диавола;[1]
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о разнице между грехами:
- Колеблется не одними грехами простительными, колеблется нередко грехами смертными…признали они нужду в покаянии не только для очищения грехов своих простительных, но и для очищения грехов своих смертных…[2]
- Бежим греха не только смертного, но и простительного, чтобы он не обратился от небрежения нашего в страсть, низводящую в ад наравне с смертным грехом. Есть грехи простительные.[3]
- Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатью, и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаиваемся в них, а только умножаем бремя их.[4]
- По сравнению, сделанному святыми Отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжелый камень и навязаный мешок с песком: так одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех и накопленное множество малых, простительных грехов.[5]
- Не говорится здесь о падениях в смертные грехи и о произвольно греховной жизни, которая вся — падение: здесь говорится о падениях легких от немощи, называемых грехами простительными, от которых и самые праведники не были вовсе свободны.[6]
- Смертный грех православного христианина, неуврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке.[7]
- Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, неочистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха.[8]
- Смертный грех решительно порабощает человека диаволу, и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием.[9]
- По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель.[10]
- Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой.[11]
- Нет места истинному богослужению в душе, когда она, ниспавши в смертный грех, пребывает в нем.[12]
- Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него: то оставляет после себя след и печать поражения, нанесенного человеку.[13]
- Когда какой-либо один смертный грех поразит душу человека: тогда все скопище грехов приступает к человеку, объявляет свое право на него.[14]
- Сердечные чувства, которые окаменил смертный грех соделываются стеною, недопускающею слову Божию действовать на сердце.[15]
- Все смертные грехи, кроме самоубийства, врачуются покаянием.[16]
- Ничто, ничто не помогает столько к получению исцеления от язвы, нанесенной грехом смертным, как учащаемая исповедь; ничто, ничто не содействует столько к умерщвлению страсти… как тщательная исповедь всех проявлений… ее[17]
- Смертный грех — «неверие»: он отвергает единственное средство к спасению — веру во Христа.
Смертный грех — «отречение от Христа»: он лишает отрекающегося живой веры во Христа, являемой и содержимой исповеданием уст.
Смертный грех — «ересь»: она содержит в себе богохульство, и делает зараженного ею чуждым истинной веры во Христа.
Смертный грех — «отчаяние»: он — отвержение деятельной, живой веры во Христа.[18] - Условие, которое предлагается в Евангелии и в Отеческих писаниях, условие, при котором покаяние приемлется, и кающемуся даруется прощение, повторено и здесь. Условие действительности покаяния заключается в том, чтоб кающийся оставил смертные грехи свои и более не впадал в них.[19]
- Убивает душу;
- Совершенно отлучает человека от Божественной благодати;
- Соделывает его жертвою ада;
- Смертный грех должен быть уврачован покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом. Таким покаянием святый Апостол Петр уврачевал свой смертный грех – отречение от Христа, а святый пророк Давид – свои два смертные греха: прелюбодеяние и убийство.
- Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой(Ин. 5:14).
Если Писание и Святые отцы четко разграничивали грехи смертные и не смертные, то как же так сотрудник Издательского совета об этом не знает и пишет, что «разница между смертным и несмертным грехом более чем условна»? Понятно, почему они никак не могут принять «Дневник».
P.S. В тексте Дневника кающегося написано: в каждой группе (страсти) грехи разделены ещё на три группы. Это нужно, чтобы понять, какие в каждой страсти бывают грехи по степени тяжести: смертные, грубые и простительные.[21]
Где же сотрудник Издательского Совета взял формулировку «повседневные» грехи?
Что бы перейти непосредственно на цитируемый текст нажмите Ctrl и щелкните ссылку.
[1]Толкование на Первое послание святого апостола Иоанна
[2]Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания. Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Сочинено другом для друга и для брата братом, к взаимной пользе и сочинителя и читателя
[6]Аскетические опыты, Том 1, Отношение христианина к страстям его
[9]Приношение современному монашеству. Глава 47. О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков
[10]Аскетические опыты. Том 1. Глава 51 Вера и дела
[11]Избранные письма. Письма к мирянам. Письмо 202
[12]Приношение современному монашеству, Плач инока о брате
[13]Приношение современному монашеству, Плач инока о брате
[14]Приношение современному монашеству, Плач инока о брате
[15]Приношение современному монашеству, Плач инока о брате
[16]Приношение современному монашеству, Плач инока о брате
[17]Приношение современному монашеству, Плач инока о брате
[18]Аскетические опыты, 1 часть, Глава 51
[19]Отечник, Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас
Добавил (-а) Елена. 22.02.2019