Каждого православного христианина периодически волнуют вопросы: Как подготовиться к Исповеди? Какие грехи исповедовать? Какой грех тяжкий или смертный, а какой нет? Что вообще считать грехом? Как приготовиться к Причастию, чтобы Таинство не было в осуждение, и вместо благодатной помощи не получить большее осуждение.
Подобные поиски ответов терзали мою душу 18 лет, пока по милости Божией я не узнала об опыте «Школы покаяния» в Екатеринбурге, которая действует и ныне (более 15 лет). В их практике была разработана инструкция для подготовки к Исповеди, которую назвали «Дневник кающегося». Он составлен на основании учения Святых Отцов и в первую очередь святителя Игнатия (Брянчанинова), с учетом примеров грехов, взятых из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди», с добавлением примеров грехов из жизни современных христиан.
Для меня было большим откровением, что еще древние отцы хорошо знали учение о страстях, как они проявляются и как с ними бороться, что есть такая наука – аскетика. Оказывается, нужно знать свои грехи и замечать их, по этим симптомам определять, какая страсть овладела душой, чтобы искать исцеления и стремиться к добродетели, противоположной каждой страсти.
В инструкции «Дневник кающегося» наиболее часто встречающиеся грехи распределены по восьми основным страстям, а внутри каждого раздела поделены на три группы: смертные грехи, тяжкие и условно простительные. При внимательном изучении такого пособия ум начинает видеть симптомы своих смертельных болезней души, то есть проявления страстей, переживать о своей будущей вечной участи и понуждать себя к исправлению жизни. В процессе этой страшной борьбы постепенно зарождается сокрушение сердца и страх Божий, что со временем приводит к нищете духа, как к началу смирения. Так в человеке оживает Вера.
Два года назад, подготовившись по этому пособию, я прошла генеральную Исповедь у батюшки, которому очень благодарна за понимание и терпение. Пришло осознание моих болезней души и видение совершенных грехов, а также с помощью Божией способность с ними бороться. Периодически просматриваю «Дневник кающегося», чтобы восстановить в памяти перечень грехов, чтобы замечать их по ходу жизни. Случаются в жизни и новые грехи, которые не указаны в «Дневнике», но по аналогии с написанными примерами можно определить, какая страсть в тот или иной момент нападает на душу. Это существенно помогает в борьбе.
Пособие «Дневник кающегося» для современного православного человека, желающего спасаться, бороться со своими грехами, осознанно готовиться к Исповеди и Причастию приносит, несомненно, большую пользу.