Недавно была опубликована моя статья «Братья и сестры, неужели мы – в расколе?», в отношении которой у некоторых читателей возник ряд вопросов. Ответу на эти вопросы была посвящена моя данная статья, а также я продолжил отвечать на них в комментариях под ней.
Но одному из этих вопросов я решил посвятить отдельную настоящую статью, которая получилась относительно короткой, что соответствует пожеланиям некоторых читателей. Этот вопрос можно представить примерно так: ну, хорошо, из статьи мы увидели, что фактически все эти отступления от Предания Церкви действительно существуют в современной церковной практике и подпадают под определение раскола, которое дает Первое каноническое Послание святителя Василия Великого. Но ведь пока об этом нет специального определения Архиерейского Собора РПЦ, а значит, мы пока не можем считать действительным расколом все эти факты отступления, до тех пор, пока не об этом не будет принято соответствующее соборное решение.
Начну отвечать на этот вопрос с понятия слова Церковь. Когда мы употребляем это слово, то в разных случаях можем подразумевать разные его значения.
Иногда мы употребляем это слово, имея в виду Церковь как мистическое Тело Христово, к которому принадлежат только те крещеные люди, которые веруют так, как учит Православная Церковь, которые своей жизнью по Евангелию стараются очищать свои сердца для действия в них благодати Святого Духа, которые честной борьбой со своими грехами и страстями и понуждением себя к исполнению Заповедей стараются расторгнуть свою дружбу с сатаной и сделаться друзьями Богу. Такое понятие о Церкви Христовой и ее границах – ее догматическом и нравственном Преданиях, вытекает из учения святых отцов о критериях принадлежности человека к Церкви Христовой. Назовем это понимание значения слова «Церковь» ДУХОВНЫМ пониманием. А саму эту Церковь будем называть Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО.
А иногда мы употребляем это слово в другом значении, назовем его условно ЮРИДИЧЕСКИМ. В юридическом значении Церковь – это то, что связано с в понятием Поместной Церкви — все те люди, которые занимают в земной церковной организации различные штатные должности — архиерейские, священнические и другие, это иерархическая структура Церкви, различные ее учреждения и подразделения, церковные здания и сооружения – храмы, монастыри и др., это архиерейские Соборы, их решения и иные нормативные акты, это все те ныне крещеные люди, которые приняли крещение от православных священников. Можно эту Церковь также назвать земная Церковь – ОРГАНИЗАЦИЯ.
Количество людей, находящихся в земной Церкви – организации, сильно отличается от количества людей, принадлежащих к Церкви – Телу Христову. Членов Церкви в ее духовном значении несравненно меньше, чем членов земной Церкви-организации.
Можно сказать так: всякий член Церкви – Тела Христова является членом Церкви – организации. Однако далеко не всякий член Церкви – организации является членом Церкви – Тела Христова.
Для еще большей ясности напишу еще такую простую расхожую народную поговорку: всякая стерлядка – это рыба, но не всякая рыба – стерлядка.
Об этом же говорит нам Господь в Евангелии:
«Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21), то есть исполняющий евангельские заповеди.
«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4) (пребывать в Господе, по толкованию святых отцов – значит пребывать в Его заповедях).
«Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30), и др.
То есть, реальная Церковь Христова – это именно духовное сообщество людей, имеющих правильную Веру и живущих по евангельским заповедям. Таких людей всегда очень и очень мало, по сравнению с остальной массой крещеных, о чем я уже писал в предыдущих статьях. А то, что мы сейчас привыкли понимать под словом Церковь, является лишь условным наименованием земной церковной организации, посредством которой можно войти (при понуждении себя к жизни по Евангелию) в настоящую духовную Церковь – Тело Христово, чтобы спастись.
Итак, есть два критерия принадлежности к Церкви – духовный и юридический.
Точно также можно определить те же самые два критерия отпадения от Церкви в раскол или ересь – юридический и духовный.
Для примера юридического отпадения от Церкви возьму 15-е Правило Двукратного Собора. В нем речь как раз идет о юридическом признаке раскола – прекращении поминовения патриарха. То есть здесь говорится не о внутреннем духовном состоянии человека, по которому можно сделать вывод о том, пребывает ли он в Церкви – Теле Христовом или нет (точно ли он знает Православную веру, живет ли по Заповедям, нет ли у него нераскаянных смертных грехов, ведет ли он борьбу с греховными страстями), а о его внешних действиях – обоснованном или необоснованном прекращении поминовения. Если прекращение поминовения будет признано необоснованным, то такой священник признается раскольником и по юридическому признаку отпадает от Церкви — организации. При этом, отпав от юридической Церкви, он, конечно, обязательно отпадает и от Церкви духовной.
А вот другой признак раскола, который определяется Первым каноническим Посланием святителя Василия Великого: «О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол». Здесь – признак не юридический, а именно духовный. Что значит – иметь ложные понятия о покаянии? Например, не считать необходимостью изучение евангельских заповедей и понуждение себя к жизни по ним, а считать их просто положительными нравственными примерами, хотя и похвальными, но вовсе не обязательными для того, чтобы спастись. Внешне такой человек, не стремящийся изучать Евангелие и жить по его заповедям, считается принадлежащим к Церкви-организации, он может ходить в храм, считаться среди людей очень положительным христианином, он может делать много разных дел, которые считаются у людей добрыми, может даже иногда приступать к таинствам, назвав несколько грехов, которые он таковыми считает. Но все это – лишь признаки его юридической принадлежности к Церкви-организации. А в духовном смысле он находится в расколе, согласно данному определению святителя Василия. То есть он не принадлежит к Церкви – Телу Христову, хотя принадлежит к Церкви – организации. В духовном смысле он – погибает, его дух мертв, он оторван от Бога и находится в плену своих страстей и злых духов. А таких людей среди современных «воцерковленных» христиан – огромное множество, но никого не интересует их реальное духовное состояние – знают ли они Православную веру, изучают ли Евангелие, стараются ли жить по Заповедям и проч.
Более подробно о важности изучения евангельских заповедей можно почитать здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/zachem_nam_evangelie.
Кстати, я и не особенно настаиваю именно на формулировке «раскол» применительно к духовному состоянию современных христиан. Просто это слово очень звучное и тревожное, и может заставить хотя бы некоторых задуматься о своем реальном духовном состоянии.
Можно заменить это слово на слова: вечная смерть души, отрыв от Бога, вражда с Богом, дружба с сатаной, потеря благодати и проч. Главное – понять, что подавляющее большинство современных христиан из-за современных искажений Предания Церкви о делании покаяния находятся в отрыве от Церкви – Тела Христова, в состоянии духовной смерти.
Итак, если каким-либо соборным определением какое-либо сообщество людей признано раскольническим, то это, конечно, раскол – и юридический, и фактический (духовный). Такие соборные определения выносятся для того, чтобы не только юридически констатировать факт раскола (или ереси), но и для того, чтобы определить порядок внешних взаимоотношений членов Поместной (или Вселенской) Церкви с раскольниками или еретиками – оградить христиан от общения с ними, определить порядок и основания прекращения их поминовения и других видов молитвенного общения и иных взаимоотношений, внести изменения в устав и иные церковные акты и проч.
Но далеко не всегда такие вопросы по фактам духовного раскола могут быть вынесены на рассмотрение Собора. Например, если раскольниками являются сами архиереи – разве можно надеяться на то, что они смогут соборно осудить себя самих? Это может случиться только в редчайших случаях – когда найдется кто-нибудь из их числа, который бы доказал им это. Но даже и тогда, когда происходят такие случаи (как, например, в случае со св. Марком Эфесским и его попытками противостоять ереси), обращение их к покаянию очень и очень маловероятно. Еретики и раскольники к покаянию практически не способны – слишком глубоко их духовное повреждение.
Но для того, чтобы мы могли констатировать факт духовного раскола, вовсе не обязательно соответствующее соборное определение. От того, что его по каким-то причинам нет, духовный раскол не перестает быть духовным расколом. Потому что его признаки уже определены данным Каноном (Первым каноническим Посланием святителя Василия Великого), а каноны имеют не только физическую или юридическую сторону, но и духовную. А духовные состояния людей определяются их внутренним отношением к ПОКАЯНИЮ – к исправлению своего ума, их отношением к смертным грехам и страстям, к исполнению евангельских заповедей, и не зависят от юридических определений и соборных решений церковной власти.
Нет, нам не нужно ждать этого нереального мифического соборного определения, а нужно понимать реальное духовное состояние современной земной Церкви, для того, чтобы наконец-то перестать руководствоваться в деле своего спасения искаженными современными понятиями о покаянии, о которых я писал в предыдущих статьях, а начать реально заниматься своим спасением путем изучения творений святых отцов и их применения в своей жизни.
Приведу простой поясняющий пример относительно юридического и духовного отпадения человека от Церкви на уровне приходской жизни.
Предположим, какой-либо прихожанин впал в смертный грех блуда. Если он придет на исповедь и исповедует этот грех, то священник обязан наложить на него каноническую епитимью и отлучить на определенный срок от таинств. Каноническая епитимья – пример юридического определения отлучения от Церкви для человека, который и так уже духовно от нее отлучен Самим Богом вследствие совершения смертного греха.
Но если такой человек будет думать: «Утаю грех, чтобы не быть отлученным от Церкви, и буду продолжать ходить и причащаться», то разве от этого он останется членом Церкви — Тела Христова? Нет, учение святых отцов однозначно — после совершения смертного греха человек сразу же отпадает от благодати Святого Духа, разрывает связь с Богом, отпадает от Церкви. А епитимья – это лишь юридическая констатация данного факта.
Точно также и соборное определение об отпадении какого-либо человека или группы людей в раскол или ересь служит лишь юридической констатацией факта его (их) духовного отпадения от Церкви – Тела Христова.
Один из комментаторов упорно меня пытает – как я могу знать духовную реальность? Откуда мне известно, например, что в результате совершения смертного греха (к числу которых относится и раскол) человек отпадает от Церкви – Тела Христова, несмотря на то, что об этом нет соответствующего соборного решения или иных нормативных церковных актов?
Духовную реальность нам открывает учение святых отцов Православной Церкви. Чтобы увидеть ее, нужно просто регулярно и тщательно изучать их творения и применять их в своей жизни. Одним из святых отцов, открывающим нам эту духовную реальность, является святитель Игнатий (Брянчанинов). Вот что он пишет о смертных грехах:
«Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принеся в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение… Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии!.. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению».
«Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: «Есть грех к смерти и есть грех не к смерти» (1 Ин.5,16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом… Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой».
«Все яды смертоносны, но каждый из них имеет свое действие: все смертные грехи убивают душу вечною смертию, но каждый производит в ней соответствующее себе расстройство».
Вот этих и подобных слов святого отца мне вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что человек после совершения смертного греха отпадает от Церкви – Тела Христова. И поэтому, если я вижу человека, который пребывает в смертном грехе, я для себя могу сделать совершенно законный вывод о том, что он не является членом Церкви. И в этом нет никакого осуждения. Таково учение святых отцов.
Причем святитель Игнатий пишет о своих письменных трудах, что в них нет ничего, что принадлежало бы ему самому. Все в них – согласное учение древних святых отцов Церкви, выдержки из творений которых он приводит постоянно. Цитатами св.св. Макария Великого, Антония Великого, Василия Великого, Пимена Великого, Иоанна Лествичника, Исаака Сирского, Симеона Нового Богослова, Исайи Отшельника, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих-многих других он всегда подтверждает свои слова. Поэтому мне нет и нужды изучать творения других святых отцов. Для того, чтобы научиться пути к спасению и практическому деланию покаяния, мне вполне достаточно одних творений святителя Игнатия. Кстати, недавно в комментариях этот самый читатель почему-то старался убедить меня в том, что святые отцы не лгут, хотя я никогда и не утверждал обратного. Вот именно по этой самой причине я и признаю для себя творения святителя Игнатия (Брянчанинова) согласным учением святых отцов Церкви – т.н. «консенсус патрум».
А что касается духовной реальности факта отпадения общины или Поместной Церкви в раскол, то и об этом учат святые отцы. Помимо канонического Послания святителя Василия, о духовном факте отпадения от Церкви – Тела Христова пишет, например, священноисповедник Никодим (Милаш), слова которого я привожу в начале статьи о расколе: «Самовольное отступление какой-либо поместной Церкви, хотя бы от одного лишь правила, общепризнанного и принятого Вселенскою Церковью, ставит данную церковь в положение раскольничьей общины, так что она перестает быть частью единой Христовой церкви».
Видите, по словам святого отца, достаточно всего лишь одного нераскаянного самовольного нарушения хотя бы одного церковного канона для того, чтобы в духовном смысле отпасть от Церкви – Тела Христова. Ведь слова святого отца совершенно однозначны – «она перестает быть частью единой Христовой Церкви». И речь в этих словах – именно о духовном значении слова «Церковь Христова». Потому что в юридическом значении она может продолжать оставаться Поместной Церковью (или какой либо ее частью) до тех пор, пока не вынесено соответствующего соборного определения о ее отпадении в раскол.
В этой цитате святого отца следует обратить внимание на слово «самовольное». Именно самовольность отступления от канонов св. Никодим считает признаком раскола. Это означает, что не является расколом вынужденное отступление от канонов – например, вследствие того, что какой-то канон в современных условиях потерял свое буквальное значение и актуальность, так как был написан и принят специально в отношении определенных исторических реалий. Но если имеются все реальные возможности соблюсти буквальный смысл канонов, но священноначалие или миряне презирают эти требования и поступают вопреки им, то, конечно, это – и есть их настоящий духовный раскол с Церковью Христовой, духовное отпадение от нее и их духовная смерть, которые могут быть уврачеваны только их истинным и действенным покаянием.