Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братия и сестры! Вчера Церковь прославляла Архангела Михаила и других Архангелов, чьи имена мы знаем из Священного Писания: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Семь Архангелов принадлежат к высшему чину Ангелов-Серафимов. Серафим — значит «огненный, пламенный, горящий». На иконах Серафимы символически изображаются с шестью крылами. Двумя они закрывают свои лица, ибо Божественный свет, к которому устремлены они, — великая и неприступная тайна для всех сотворенных существ. В то же время это выражение их глубокого благоговения и смирения перед величием Святой Троицы. Другие два крыла Серафимов — образ их вечного, неустанного стремления к Богу, их духовного полета. Третьей парой крыльев они прикрывают ноги свои. И это значит, что любовь их к Богу доходит до полного самозабвения, ибо, забывая о прошлом, они беспрерывно стремятся к будущему. Святой Исихий Затворник говорит: «Не устанут Ангелы восхвалять Господа, пока не взойдут на степень Серафимов: так и молитвенники не перестанут молиться, пока не взойдут в чин Ангельский»…
Первый из Архангелов — архистратиг Небесного воинства Михаил. Имя его означает «кто как Бог», то есть Бог не сравним ни с кем из сотворенных существ. Бог выше всего. Бог — конечная цель существования всех Его творений. Архангел Михаил изображается обычно с мечом в руке. Меч этот знаменует собой вечную борьбу добра и зла. Архангел облачен в латы — благодать Божию, делающую его неуязвимым для падших духов. В левой руке у него щит с треугольником. Это — всевидящее око Святой Троицы. Иногда на иконах архистратиг Михаил держит в руках копье, которым он поражает змея, обвивающего Землю. Архангелу молятся во время демонических искушений. Имя его страшно для адских сил.
Второй Архангел — Гавриил, его имя значит «муж Божий». Это — Ангел Хранитель Девы Марии. Он изображается либо с лилией, либо с пальмовой ветвью. Лилия символизирует благую весть, чистоту и целомудрие, пальмовая ветвь — победу над грехом и страстями. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении Спасителя. Он являлся Христу в Гефсиманском саду, где Господь молился до кровавого пота перед Своими крестными страданиями. Он возвестил Богородице день Ее отшествия. Он объявлял ветхозаветным Пророкам, в том числе — пророку Даниилу, о пришествии Иисуса Христа на землю. Архангел Гавриил — Архангел благовествования. Он открывает миру тайны Промысла Божия, укрепляет в людях веру, подает святым извещение о часе их смерти, отшествия в иную жизнь.
Однажды я слышал проповедь патриарха Ефрема, которую он закончил такими словами: «Я хочу сделать вам подарок, поделиться с вами опытом из своей жизни. Когда сердце мое бывает стеснено скорбями,
я подхожу к иконе Архангела Гавриила и прошу: “Архангел Гавриил, принеси мне радостную весть, только не как я хочу, а по воле Божией”. И вскоре скорбь моя отходит, вскоре я получаю просимое по молитвам Архангела Гавриила».
Третий Архангел — Рафаил. Рафаил — значит «помощь Божия». Это Архангел исцелений, Архангел — утешитель, Архангел — путеводитель, особенно для находящихся на чужбине. Он предстает на иконах с чашей в руках, с чашей небесных исцелений и милосердия Божия. Иногда Архангела можно видеть изображенным идущим рядом с юношей Товией, сыном праведного Товита. В последней беседе своей с ними Архангел Рафаил сказал такие слова: Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов. 12,8). Архангел — покровитель милосердия. А сам Товит угодил Богу тем, что погребал в Ниневии трупы неправедно замученных и казненных, погребал с опасностью для своей жизни, и за это Господь и послал ему Архангела Рафаила, который принес радость и благословение семейству Товита.
Братия и сестры! И вы можете подобно угодить Богу, если, во-первых, вы будете предавать верующих церковному погребению, то есть тех верующих, которые по какой-то причине оказались лишены его, и если, во-вторых, вы станете совершать заочные отпевания тех христиан, которых родные или близкие по какой-то причине не посчитали нужным отпеть.
Архангела Рафаила призывают во время тяжелых смертельных болезней, Архангелу молятся, собираясь в путь, чтобы он сделал благополучными дорогу и возвращение. Призывают его также в тяжелых скорбях, в минуты уныния и отчаяния, порой овладевающих человеком.
Четвертый Архангел — Уриил. Его имя значит «огонь Божий». В одной руке Архангела меч, а в другой — пламя. Архангел Уриил открывал Ездре, праведному мужу и Пророку, великие тайны грядущего. Третья книга Ездры — это как бы ветхозаветный Апокалипсис. Архангел Уриил почитается покровителем монахов и богословов. Он просвещает светом своим умы людей для познания тайн Божиих и разумения смысла Священного Писания, возжигает в сердце человека любовь к Господу.
Поэтому когда мы ощущаем в душе своей холод и бесчувствие, то должны призвать Архангела Уриила, чтобы он небесным своим дыханием согрел и оживотворил окаменевшие наши сердца. Еще Архангел Уриил — покровитель кающихся грешников. Согласно церковному Преданию, он молился вместе с нашими праотцами — Адамом и Евой, изгнанными из рая, и приносил к престолу Божию слезы их покаяния…
Итак, ему надо молиться, чтобы он просветил нас истинной верой, укрепил в нас Православие, научил любить Господа и наших ближних, даровал дух покаяния — эту основу нашего спасения.
Пятый Архангел — Селафиил, чье имя означает «молитвенник». Он незримо учит людей молитве и сам молится вместе с ними. Этот Архангел изображается с горящей свечой и кадильницей в руках. Свеча — душа христианина, воск — образ многих добродетелей, тех добродетелей, которые с великом трудом должен стяжать человек, подобно тому, как пчела со многих цветов собирает пыльцу.
Братия и сестры! К Архангелу Селафиилу обращаются перед началом молитвы для того, чтобы он помог нам помолиться сосредоточенно, от всего сердца. Особенно — чтобы он вложил в наше сердце имя Иисуса Христа, Иисусову молитву.
Шестой Архангел — Иегудиил, «хвала Божия». В одной руке его венец, в другой — бич. Он побуждает нас трудиться во славу Божию. Он пробуждает в нас память о том, для чего нам дано земное существование, — о вечном спасении. Нерадивых он, словно бичом, пробуждает от сна лености скорбями и напастями. Усердных — награждает благодатью и Божественными утешениями, как небесным венцом. Святому Архангелу Иегудиилу молятся об укреплении душевных и телесных сил. Ему молятся, чтобы он помог познать волю Божию и исходатайствовал нам силы творить ее в повседневной жизни.
Седьмой Архангел — Варахиил, «благословение Божие», изображается он с цветами. Цветы — дары Духа Святаго. Этот Архангел преимущественно покровитель мучеников, исповедников имени Христова и подвижников. Он является в минуты тяжких испытаний, укрепляет силы страдающих ради Господа. Архангел благословений, он посещает мучеников во время смерти, ибо смерть мучеников за Христа — великая победа.
Братия и сестры! Вот имена семи Архангелов Божиих. Кроме того, в Священном Писании еще упоминается Архангел Иеремиил. Некоторые толковники склонны считать, что это просто другое имя Иегудиила, а иные утверждают, что это Архангел чистоты, помогающий нам бороться со страстями, гнездящимися в глубинах нашего сердца. Ему молятся во время искушений, восстания страстей, когда человека обуревают нечистые или богохульные помыслы.
Но, братия и сестры! Мы должны помнить, что, кроме святых Ангелов, существует и мир падших духов. Архистратиг, предводитель святых сил Небесных, — Архангел Михаил, а вождь падших духов — Люцифер, сатана. Люцифер — падший Денница, «утренняя заря». Это имя говорит о том, что некогда он был прекраснейшим из Ангелов, но затем отпал от Бога и превратился в страшную духовную тьму. Сатана — значит «противник». Противится он нашему спасению.
Святые Отцы говорят, что единственное, чем может победить человек сатану, — это смирение. Преподобный Антоний Великий, в одном из видений узрев всю Землю опутанной сетями лукавого, воскликнул: «Горе роду человеческому! Кто может освободиться от этих сетей?!». И был ему голос: «Смиренный сердцем спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему».
Другой вождь демонских сил — Веельзевул. Веельзевул — князь духов, князь мерзких и скверных помыслов, потому что грехи наши начинаются с тайного желания сердца, тайных помыслов. Лишь потом они облекаются в слова и дела. И самая главная наша борьба с грехом — борьба в глубине своего сердца. Поэтому, чтобы противостоять темной силе Веельзевула, человек должен стяжать непрестанную Иисусову молитву, которая вкупе с чувством покаяния быстрее всего очищает человеческое сердце и закрывает для него смрадный, зловонный мир нечистых мыслей и страстей.
Темных духов называют обычно демонами. Демон — понятие языческого мира. Оно означает духа дома. Языческие религии, их мистерии и обычаи, семейный уклад языческого мира были таковы, что всегда и везде сопровождались злыми силами — демонами.
Апостол Ерм в книге «Пастырь» говорит о том, что у каждого человека, и у христианина в том числе, есть два спутника: один — светлый Ангел Хранитель, другой — демон, ищущий погибели человека. Обычно, когда человек становится на путь спасения, то демон вначале сильно борет его картинами греха. Если христианин мужественно противостоит этому, демон настраивает против него близких друзей и родных, чтобы человек впал в уныние и отчаяние, видя, как безо всякой внешней причины отношение людей к нему вдруг переменилось к худшему, и он становится презираем и гоним. Поэтому христианин должен знать, что это — злохитрость врага. Впрочем, если христианин и разгадает, и препобедит ее, лукавый воздвигнет на него третье искушение,— горшее двух первых: демон тихо, сокровенно начнет нашептывать христианину на ухо: «Ты святой, ты подвижник, ты победил нас!». Такую похвалу надо тотчас, с негодованием, отвергать — рукой смирения.
Еще темный дух именуется диаволом. Диавол в переводе с греческого — значит «клеветник». В Священном Писании о нем написано: Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом Нашим день и ночь (Откр. 12,10). Оттого становятся подобны диаволу люди, клевещущие на своих ближних. Если миротворцы именуются сынами Божиими, то сынами кого можно назвать клеветников, чьи речи порождают ссоры, раздор и вражду? Духовными сынами сатаны!
Братия и сестры! Темные духи называются также бесами. Бес — ничтожество, пустота. Это дух, который не имеет в себе ни света, ни жизни, ни радости, ни прошлого, в котором он был Ангелом, — оно для него утрачено. Нет для беса и будущего. Будущее его — черная бездна…
Итак, братия и сестры! Поздравляю вас еще раз со вчерашним великим праздником. Я желаю, чтобы вы знали наизусть имена семи Архангелов, великих служителей Божиих, и каждый день призывали их, чтобы они охраняли вас от демонских искушений при жизни и покрыли крылами своими по смерти, когда душа ваша, исшедшая из тела, будет проходить на мытарствах сквозь полки духов тьмы.