Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братия и сестры! Сегодняшний день именуется Торжеством Православия. Это слово звучит как победоносная песнь во славу Святой Православной Церкви. Церковь — столп и утверждение истины, духовное, мистическое тело Христа Спасителя. Церковь — благодать Божия, объемлющая людей и Ангелов, Невеста Христова. Ученик Апостолов святой Ириней Лионский пишет: «Как богач в сокровищнице своей хранит золото и драгоценности, так Апостолы передали Церкви все, что слышали от Христа Спасителя, все, что служит к нашему спасению». Церковь не может ошибаться, не может лгать, не может учить греху, ибо она — тело Христа Спасителя, ибо она неразрывно соединена с Церковью Небесной. В Символе веры сказано: «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», значит, мы обязаны принимать то, что принимает Церковь, отвергать то, что она отвергает, и искать в ней одной свое спасение.
Братия и сестры! В Священном Писании Церковь называется телом Христовым, дыхание этого тела благодать, Дух Святый, кровь — Таинства. Как в теле все члены соединены друг с другом единством жизни, так мы в Церкви должны быть соединены единством любви и веры. Церковь — великая семья, Глава которой — Бог, Мать — Дева Мария, старшие наши братья — Ангелы и святые. Это — невидимая Церковь. Видимую представляют люди, христиане, собирающиеся в храмах.
Мы ищем в Церкви исцеления от своих грехов, слабостей и пороков, приходим в нее подобно больным, стремящимся в лечебницу и несущим туда свои недуги, раны, язвы… Поэтому иногда упускается из виду Церковь духовная; люди, забывая о том, что Церковь — это сила Божия и благодать Его, порой смотрят лишь на чад Церкви и на их недостатки. Но каким и бы немощными, какими бы грешными мы ни были, мы — члены Святой Церкви, Господь призвал нас, и мы пришли в храм потому, что услышали Его призыв, ощутили Его благость и возжаждали спасения.
Церковь называется Невестой Христовой — Невестой, за которую Господь излиял Божественную Свою Кровь. Значит, пока мы в Церкви — мы в любви Христа Спасителя, мы согреваемся под лучами Его Божественного милосердия.
Однажды мирянин-католик спросил у православного священника: «Я плохо разбираюсь в догматах, не знаю истории Церкви, не можете ли вы мне наглядно показать, в чем превосходство Православии?». Тот отвечал: «Бог — это высшая Премудрость, высшее Благо и высшая Красота. И вот Сама Красото и отразилась, воплотилась в нашем богослужении. Вслушайтесь в церковные напевы, древние напевы, история которых уходит в глубь веков, напевы, в которых поколения православных христиан изливали свою душу, каясь пред Богом и возносясь к Нему на
крыльях духовной радости. В них — ритмы небесной жизни, в них душа слышит отголоски ангельского пения. Посмотрите на православные иконы, в них нет «плоти», в них совершенно нет земной «красивости»,— они раскрывают перед вами мир духовный, они — как бы просветы в небе. На наших иконах вы не увидите обнаженных тел, как на ваших картинах, в наших храмах вы не найдете статуй, как в ваших костелах, своей тяжестью как будто вросших в землю. Лики на иконах полны небесного покоя и мира, такого покоя, который Господь обещал творящим волю Его. Поэтому православная икона — это внутренняя, таинственная встреча души со святыней. Икона заставляет звучать самые сокровенные струны человеческого сердца, зовет его к молитве, открывает перед ним мир небесный.
Наше богослужение, наши обряды лишены подчеркнутой театральности и внешних эффектов, они величественно просты и исполнены строгой красоты, но сколько смысла заключается в них! В них символически отражена вся священная история. Обряды Церкви делают нас как бы участниками земной жизни Спасителя, они возвышают душу, они как бы преодолевают и время, и пространство.
Почитайте наши молитвы, написанные великими святыми: в них мы как будто чувствуем дыхание их уст и биение их сердец, — такой теплотой исполнены они! Каждая молитва — исповедь души перед Богом! …Православное наше богослужение исполнено небесной красоты, с которой не могут сравниться ни великолепие картин, ни величественность статуй, ни тонкость музыкальных произведений лучших ваших
мастеров. Наша красота духовна и поэтому неисчерпаема, она открывается верующему сердцу раз за разом с большей и большей глубиной в таинственном молитвенном созерцании».
Братия и сестры! Сегодня праздник Торжества Православия. Полное торжество откроется в вечности — во всем его великолепии, величии и сиянии. Торжество же Православия на земле в том, что единственное спасение заключено в Православной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Сильнее всего на свете — Церковь, она защитит и спасет тебя. Церковь — это ограда двора овец Христовых; пока ты внутри этой ограды, ты в безопасности, если ты выйдешь из нее, то тебя похитит лютый духовный зверь». Священномученик Киприан Карфагенский уподобляет душу, оторвавшуюся от Церкви, лучу, который отрезан от источника света, ручью, отделенному от родника, ветке, сорванной с дерева.
А блаженный Августин как бы подводит подо всем этим черту: «Без Церкви можно верить в Бога, без Церкви можно исповедовать Святую Троицу, держать Евангелие и даже проповедовать его. Единственное, чего нельзя без Церкви,— это спастись!».
Итак, братия и сестры! Будем помнить великую заповедь: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец!».