Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братия и сестры! Сегодня праздник Святой Троицы. Этот праздник — сошествия Святаго Духа на апостолов — совпал по времени с ветхозаветной Пятидесятницей, знаменовавшей собой приношение первых колосьев пшеницы в храм. У иудеев существовал так называемый праздник кущей — воспоминание о сорокалетием странствовании народа в пустыне. Дома украшались цветами и травой, за городом устраивались кущи — шатры из ветвей, в этих шатрах в течение нескольких дней жили люди, воспоминая стояние народа у подошвы Синайской горы, где Господь дал Моисею десять заповедей. Эти заповеди, написанные на каменных скрижалях, были величайшей святыней Ветхозаветной Церкви. Но во времена земной жизни Спасителя их уже не было во Святом Святых Иерусалимского храма. Когда царь Навуходоносор осадил Иерусалим, пророк Иеремия, зная о неизбежном падении города, с учениками своими тайно вынес святыню из храма и спрятал в пещере, недалеко от Иерусалима. Вход в пещеру заложили камнями, а перед ковчегом Завета Иеремия зажег лампаду, которая горит неугасимо. Также, согласно церковному Преданию, в конце мира это духовное сокровище вновь будет обретено…
Апостолы собрались на совместную молитву в доме матери евангелиста Марка, расположенном на Сионской горе. Сион — значит «сторожевая башня». Иерусалим с трех сторон окружен горами, и Сион высится над ними, как бы господствуя. В древности на его вершине стояла крепость, охранявшая вход в город. В пору земной жизни Господа гора Сион находилась уже в городской черте, и склоны ее были изрезаны террасами улиц и каскадами каменных лестниц. В третий час по иудейскому времяисчислению, в девять часов утра по-нашему, когда ученики вместе пребывали в молитве, на них сошел Святый Дух в виде огненных языков.
Братия и сестры! Когда Моисей беседовал с Богом на горе Синай, лицо его так сияло, что народ не мог смотреть на него и просил покрыть его покрывалом. Теперь Дух Святый в виде огня сошел на апостолов: этот день был днем основания Новозаветной Церкви.
Дух Святый обильно изливался на Апостолов, Он укрепил их силой, даровал ведение тайн Божиих, знание языков, необходимое, поскольку апостолы проповедовали Евангелие народам всего мира, вдохнул в них мужество для совершения их служения.
Мы празднуем схождение Святаго Духа на апостолов. Дух Святый сошел на сто двадцать человек, но эти сто двадцать человек представляли всю Вселенскую Церковь. Благодать Божия — Божественная энергия и сила, в вечности исходящая от Божественного Существа, как лучи исходят от огня. Благодать Божия освящает душу человека и соделывает его новой тварью.
Братия и сестры! Благодать Божия открыла перед Апостолами горизонты новой, неведомой им ранее духовной жизни, даровала истинную свободу. Все мы рабы и узники греха. Господь сказал: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Страсти как узы и оковы лежат на наших сердцах и душах, греховные привычки превратили мир в настоящую тюрьму, в которой нам приходится жить. Но благодать Святаго Духа дарует человеку свободу.
Братия и сестры! Сердце грешника, сердце человека, не возрожденного благодатью, всегда в смятении. Человек хочет счастья, но ищет его не там. Чувствует человек неудовлетворенность, чувствует глухую тоску в глубинах своего сердца и стремится насытить его наслаждениями. Но они подобны морской воде: чем больше человек пьет ее, тем мучительнее жажда, чем больше предается наслаждениям и страстям, тем больше раздирает раны своей души, тем мучительнее они кровоточат. Некоторые всю жизнь проводят в бесконечной суете, уподобляясь муравьям, и, в погоне за материальным благополучием, забывают о вечности. Другие думают заполнить пустоту души занятиями наукой и искусством, но и тут не находят истинной радости. То, что дает искусство,— есть лишь подделка истинной духовной красоты, а душа не может удовлетвориться суррогатом, как не может плоть насытиться пищей, нарисованной на картине.
Братия и сестры! Только благодать Божия дает человеку истинный мир и вместе с тем — великую радость. Мятущаяся душа подобна волнующейся поверхности озера: она не может отразить в себе небо. Когда же вода — или душа — успокаивается, то в ней отражаются солнечные блики, а ночью — гирлянды звезд, огненных цветов, которые кажутся скрытыми в ее глубинах.
Итак, братия и сестры! Душа, очищенная от греха, душа, которой коснулась благодать, становится чистой как кристалл и отражает в себе лучи Божественного света.
Каждый раз, согрешая, мы, подобно нашим праотцам, теряем благодать, становимся перед Богом нищими и нагими. Потеря благодати — величайшая из потерь, поэтому грех — величайшее несчастье для человека.
Один монах видел сон. Грязная река, на берегу ее сидит демон и, словно рыболов, забрасывает в воду удочку. И вот видит монах: демон что-то поймал. Ужасаясь, монах смотрит на то, как бес вытаскивает из воды свой улов, — и… узнает в пойманном своего друга. А демон, ухмыльнувшись, вновь бросает несчастного друга в полную нечистот реку. Наутро монах со скорбью рассказывает другу свой сон, и тот со стыдом признается, что совершил ночью тяжкий грех…
Когда человек грешит, то он прежде всего лишается любви к Богу и к людям. Истинная духовная любовь не похожа на любовь мирскую, плотскую, она противоположна ей. Мирская — избирательна: одних она любит, к другим безразлична, третьих — ненавидит. Кто имеет духовную любовь, тот одинаково любит всех, тот объемлет своим сердцем целый мир. Плотская любовь — это чувство собственника, она хочет, чтобы тот, кого она любит, принадлежал только ей. Духовная — старается, чтобы те, кого она любит, принадлежали одному Богу. Плотская любовь часто и содержит в себе ревность, и оканчивается ревностью, злобой, ненавистью, местью, бывает, что и преступлением, убийством. Духовная — сама готова страдать, чтобы были счастливы другие. Когда человеческого сердца коснется эта благодатная любовь, оно испытывает сострадание ко всем существам на Земле, человек скорбит со всеми скорбящими, человек жалеет всякую тварь, он готов прощать бесконечно и в прощении своих врагов видит самое большое счастье на Земле.
Почему в Ветхом Завете не было этой заповеди — о любви к врагам? Потому что для не возрожденного благодатью человека она неисполнима. Только благодать Святаго Духа дарует прозрение, научает видеть в другом сияющий вечной красотой образ Божий.
Братия и сестры, нас, мирских, плотских людей, — к сожалению, легко привлекает внешняя красота, которая превращается в могиле в отвратительный сгусток гноя, сукровицы и червей. Духовная, внутренняя красота, духовная любовь сияет вечной красотой и одинаково любит и младенца, и старца, и здорового, и калеку. В человеке она видит отблеск райской красоты, в человеке, даже покрытом грязью греха, видит великую драгоценность, человек для нее — сокровище. Поэтому имеющий духовную любовь так свободно, так легко прощает все обиды, что нанесены ему нашей временной, кажущейся, перед лицом вечности, лишь мгновением, жизнью.
Благодать Божия, осенив Апостолов, дала им веру. Какую веру? Они ощущали в себе присутствие Духа Святаго, они знали Его волю, они как будто беседовали с Ним, поэтому и читаем мы в Посланиях и Деяниях апостолов о том, что Дух не допустил их (Деян. 16, 7), угодно Святому Духу и нам (Деян. 15, 28). Вера апостолов перешла уже в мистическое зрение. Почему Дух Святый сошел на апостолов в виде пламени? Огонь светит и согревает. Сатана холоден, и человек, когда грешит, становится холодным как камень, становится безразличным к страданиям других людей. И поэтому, быть может, самое большое несчастье нашего времени — это бессердечие и равнодушие друг к другу, когда человек перестал замечать человека, радоваться ему. Таким соделал нас грех. Святые Отцы говорят, что демон холоден как лед и как тело змеи. Преподобный Серафим Саровский замечает: «Холоден демон и своим дыханием остужает человеческое сердце, а ты призови Иисуса Христа, и Он согреет его».
Братия и сестры! Вне Христа человек находится в духовной тьме, он не понимает цели своей жизни, он бредет во время своего земного странствования, как во мраке. Да и душа грешного человека сама — тьма и безумие.
Когда-то в древности гордыня человеческая захотела воздвигнуть башню до небес — Вавилонскую башню. И что же? Гордыня разлучила людей не только с Богом, но и друг с другом: они перестали понимать один другого, стали говорить, стали выражать свои мысли на разных языках.
Но в день святой Пятидесятницы Дух Святый снова соединил в Церкви разобщенное было человечество. Апостол Павел пишет в Послании к Колоссянам: Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3,11). Теперь у нас другая общность, общность в благодати, в Духе Святом. Каждый раз в церковной молитве, в Таинствах, особенно — в Таинстве Причастия, мы получаем благодать Духа Святаго, если приступаем к Таинству смиренно и с сознанием своих грехов.
Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: «Что значит достойно причащаться?». И отвечает: «Прежде всего — с глубоким пониманием того, что ты недостоин Причащения. Что значит недостойно причащаться? Забыть о своих грехах и о своем недостоинстве». Благодать Божию надо хранить как самое великое сокровище. Об авве Исааке рассказывали, что, выйдя из церкви, он бегом направлялся в свою келлию, не разговаривал ни с кем! Как-то братия спросили его: «Неужели ты не любишь нас, почему ты все время от нас убегаешь?». Преподобный отвечал: «Господь видит, что я люблю вас, братие, но, когда вы несете из храма свечу, вы ведь стараетесь защитить ее ладонями от порывов ветра, чтобы она не погасла? Вот и разговоры и беседы — те же порывы ветра, которые тушат в нас духовный огонь. Я люблю вас всех. Но Бога я люблю больше».
Братия и сестры! Что означают цветы, которые в день Святой Троицы христиане держат в руках? Это дары Святаго Духа. Так сама душа, очищенная от грехов покаянием, обновленная благодатью, становится дивным небесным цветком.
Аминь.