Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братия и сестры! Господь сказал расслабленному: Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9,2).
Грех — это тяжелая могильная плита, давящая на сердце человека. Грех — это лжец, который непрестанно обманывает нас, сулит наслаждение и счастье, а приносит лишь томление духа, тоску и чувство сердечного омертвения, окаменения.
Грех — это вор, который, воспользовавшись доверием хозяина, входит в дом, а затем нагло грабит его. Грешник — это пьяный. Пьяный вечно просыпается где-нибудь под забором, в грязи. И грешник вечно, после падения, чувствует, что тело и душа его осквернены, чувствует, как червь точит его сердце, чувствует великую потерю — потерю благодати.
Как страшно, братия и сестры! Всю жизнь мы будем стеречься, будем осторожны и недоверчивы, но раз за разом демон непрестанно обманывает нас, мы вновь и вновь прельщаемся его миражами, снова бредем к греху, как к неким блуждающим болотным огонькам, которые заводят нас в трясину.
Нет болезни сильнее болезни сердечной, тайной болезни грешника: мук раскаяния, которые грызут сердце грешника, словно невидимыми зубами, день и ночь. Грешнику ничто не мило, хотя бы он приобрел весь мир. Сердце его предощущает будущие муки, и потому сердце грешника плачет.
Господь сказал: А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,17). Страшна картина смерти! Представьте себе труп человека, который разлагается, опухает, покрывается мертвенной синевой. То же происходит и с человеческой душой. Грех проникает в сердце наше, как малый червь, а уже в сердце растет и становится огромным ядовитым змеем.
Братия и сестры! Когда человек болен, то, как бы тяжело ему ни было, но, если он ощущает боль, значит, он еще жив, еще есть надежда на спасение. А когда тело уже совершенно бесчувственно, тогда человек безнадежен, тогда он превращается в мертвеца. Если совесть человека мучит его, упрекает его, значит, он еще жив, хотя бы и был подобен больному, покрытому с ног до головы гнойными язвами и годами прикованному к одру.
Самое страшное состояние наступает тогда, когда человек перестает видеть свой грех, когда уже не осознает глубины своего падения и старается оправдать себя. Такой человек уже не болен, такой человек духовно мертв.
Как часто многие, подходя к исповеди, ко кресту и Евангелию, говорят: «Я ни в чем не грешен!». Или: «Грешен, как и все!». Или: «Я грешен во всем!», — не понимая смысла этих слов, не вникая в них. И не потому, что они действительно чувствуют (или не чувствуют) свое падение, а потому, что стремятся поскорее отойти от креста и Евангелия. Если спросишь такого человека: «А в чем же ты виноват?», — то в ответ встречаешь растерянный взгляд: человек не понимает вопроса. Некоторые из нас, братия и сестры, даже на исповеди стараются, оправдывая себя, обвинить других людей, обвинить само положение своей жизни. Некоторые подходят ко кресту и Евангелию улыбаясь. Иные — с равнодушным, каменным лицом. И отходят — с таким же каменным лицом и сердцем.
Человек на исповеди прикладывается ко кресту, этим самым он как бы призывает в свидетели Самого Иисуса Христа, что исповедь его будет глубокой и искренней, что он надеется: крест спасет и защитит его; прикладываясь ко кресту, человек как бы призывает в свидетели Самого Господа, что он дает перед Богом слово исправить свою жизнь и отойти от исповеди другим человеком. Около креста лежит Евангелие. Это мерило нашей жизни, оно показывает, насколько далеко мы отошли от Бога. И вместе с тем это книга нашей жизни, которая показывает нам путь возвращения к Нему.
С чего начинается грех? Вначале лукавый представляет перед нами обольстительные помыслы. Это первый этап. И человек может либо отвергнуть, потушить первые искры занимающегося пламени, либо, плененный открывшейся ему картиной, остановить на ней свой взор, замедлить.
Второй этап — это внимание. Как ребенок рассматривает диковинную картинку, так грешник — грех, напечатленный в его уме искусителем. Поэтому в святоотеческих творениях демон иногда именуется «живописцем».
Затем — третий этап греха — сосложение, когда душа человека уже не противится греху, внутренне не отвергает его, заинтересована, занята им. После сосложения с грехом идет соединение, когда чувства наши становятся на сторону греха, когда они желают его, когда в нас пробуждается чувственность, но с ней еще борется разум.
Следующий этап — пленение, когда чувства превозмогают разум. Человек уже не ищет способов или сил бороться с грехом, наоборот — строит планы, как его осуществить. За пленением следует действие. Тогда уже не только желание и ум, но и воля переходит на сторону греха, и он реализуется в человеческих поступках.
После этого — следующий этап, братия и сестры, — это повторение греха, когда он входит уже в привычку. С привычкой трудно бороться. Вначале грех еще легко вырвать из сердца — так вырывают молодую траву. А привычка — могучее дерево, пустившее глубоко в землю мощные корни. Затем привычка становится чертой характера. Тут человек подобен попавшему в болото, которого засасывает трясина. Самому ему уже не выбраться, он способен лишь кричать и звать на помощь. Если ему бросят веревку, то он, ухватившись за нее, может выбраться из смертоносной трясины, может спастись. Что это значит? В таком состоянии человек нуждается в помощи, ему необходима молитва, а особенно необходимо послушание. Я могу даже сказать, что на этом, последнем, этапе греха одно только может спасти человека: если он отречется от своей воли и будет находиться в полном послушании духовному отцу.
Существует и худшее состояние, когда грех становится как бы природой человека. И тогда человек отнюдь не ищет избавления от греха, не желает спастись, ибо он соединился с грехом в един дух. Это безысходное состояние, когда человек не только свыкся с грехом, но и полюбил его и тем, еще при жизни, уподобился демону…
Братия и сестры! Господь даровал нам Таинство Покаяния, Таинство, названное Отцами вторым крещением. Покаяние включает в себя осознание своих грехов, сожаление о них, чистосердечный и полный рассказ о них на исповеди. Для этого Церковь советует своим чадам заранее, перед исповедью, как бы перелистать книгу своей жизни, усмотреть, выявить в ней грехи, особенно те, которые повторяются часто. Это время Церковь именует «говением». Человек должен, по мере своей возможности, отключиться от всего внешнего, суетного, повседневного, погрузиться в себя, увидеть свое сердце. Грех должен быть исповедан так, чтобы священник, совершитель Таинства, знал, какой грех он разрешает, прощает, а вернее — Господь через него.
Велика милость Божия. Спасение наше зависит от нас, а Господь желает его более, нежели мы сами.
Чем более высокой духовной жизнью будет жить человек, тем шире будет видна ему картина его падения, тем лучше он будет видеть свою удаленность от Бога. И тем глубже будет его покаяние.
Вместе с тем надо помнить, что покаяние — не только плод наших трудов, но и дар Божий. И много искушений возникает на пути человека, желающего искренне покаяться. Святитель Амфилохий Иконийский пишет, что однажды к нему пришла женщина знатного рода, княгиня, и сказала, что совершила грех, который не дает ей покоя. Святой Амфилохий ответил, что готов выслушать ее исповедь. Однако она молчала. Он повторил свой призыв. Тогда княгиня призналась: «Отец, я не могу говорить. Этот грех слишком страшен и постыден!». — «Тогда, быть может, ты откроешь его другому священнослужителю, а не мне?» — предложил святой. «Если я кому-нибудь и исповедую его в целом мире, — отвечала женщина, — то одному тебе». «Я прочел молитву, — повествует святой Амфилохий, — но женщина молчала. Наконец она произнесла: “Нет, я не в силах, я не могу исповедоваться!”». «Если, дочь моя, ты не можешь исповедоваться, то хотя бы напиши этот грех на бумаге, я буду молиться о его прощении», — сказал святой. «Отец, я не смею сделать даже этого!» — ответила она и ушла. «Через некоторое время княгиня снова пришла ко мне, — продолжает святой Амфилохий, — и повторилось то же самое. Как будто демон связал ее язык. Она лишь плакала и говорила: “Я не смею, мне так стыдно, я умру от стыда, если скажу тебе!”».
Святой пишет, что вскоре, проходя по улице, эта женщина увидела нищего, больного и безногого, и сказала самой себе: «Это создание Божие. Я возьму его домой и буду смотреть за ним так, как смотрела бы за Самим Христом, во искупление греха моего!».
Княгиня приказала слугам отнести нищего к ней в дом и затем сама ухаживала за ним, омывала его, кормила из своих рук. Это было в начале Великой Четыредесятницы. Так прошел пост. И неожиданно в Великий Четверг женщина ощутила в себе такую силу, такое желание исповедовать свой грех, что, даже не одевшись, бросилась из своего дворца к святителю. Упала ему в ноги и сказала: «Господь послал мне силу и благодать. Теперь я исповедую грех свой, как блудница Евангельская, о которой читалось сегодня, исповедовала грех свой перед Спасителем».
Святитель говорит: «Я редко когда слышал такую исповедь, какую услышал из уст этой женщины, знатной и гордой, я редко когда видел такие слезы, какие увидел у нее!».
За добрые дела Господь дарует человеку покаяние. Мы никогда не должны отчаиваться. Тот же святитель рассказывает: «Некий человек был одержим пороком, от которого никак не мог избавиться. Много раз он исповедовался и каялся, и опять впадал в него. Наконец этот человек, придя в церковь, сказал: “Господи, если Ты простишь меня, то я беру Тебя Самого в свидетели на Страшном Суде, что никогда не повторю этот грех!”. И, произнеся такую страшную клятву, грешник вышел из храма. И снова согрешил. Но не отчаялся, а опять поспешил в церковь, упал перед иконой Спасителя и стал каяться. И так, перед иконой, он и умер».
«И вот, — говорит святитель, — что было открыто мне: демоны окружили этого человека и завопили: “Он страшно грешил, он лгал даже во время исповеди, он призвал Самого Христа в свидетели, что никогда не совершит этот грех, и нарушил великую клятву. Он наш!”. Но Господь сказал: “Этот человек — великий грешник, но он не потерял веру в Мою милость, и за это Я прощаю грехи его. Все ты отнял у него, диавол, но ты не мог отнять одного — надежды на Мое милосердие, и она спасла его!”».
Братия и сестры! Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Есть три крещения. Первое Крещение — это Таинство Церкви. Второе крещение — мученической кровью: если человека убьют, замучат за его веру во Христа. И третье крещение — это слезное крещение покаяния». Конечно, под слезами здесь надо понимать и внутренний плач человеческого сердца.
В Священном Писании говорится, что Таинство Покаяния — это великая милость Божия. Без нее не мог бы спастись ни один человек, живущий на Земле.
Братия и сестры, четыре человека несли расслабленного к Господу. Пусть нашу душу приведут к Нему четыре Евангелиста — Священное Писание.
Желаю, чтобы и вы на Страшном Суде услышали те слова, которые услышал больной, не потерявший при всех недугах своих веры в Спасителя: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!».