Праведный Иоанн Кронштадтский
Плоды достойного причащения[1]
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 56)
По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). От плода Литургии — пресладкого, преблаженного, жизнетворного — Пречистых Таин Тела и Крови Господней — познаешь, что она от Бога, что она — внушение Божественного Духа, и этот Пресвятой Дух Животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо — эта Литургия! Какие листья! Какой плод! Даже листья дерева — для исцеления народов (Апок. 22, 2), не только плод. Ибо кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствования при Божественной Литургии! А что производит хороший плод, то и само должно быть хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий.
К славе пресвятого имени Владыки Господа Иисуса Христа и Владычицы Богородицы — ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после причастия Святых Таин или после усердной молитвы домашней, обычной или по случаю какого-либо греха, страсти, и скорби, и тесноты — Господь, по молитвам Владычицы, или Сама Владычица, по благости Господа, давали мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную — вместо нечистой, унылой и вялой, малодушной, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся чудным, великим изменением, на удивление самому себе, а часто и другим.
Слава силе Твоей, Господи! Слава благости Твоей, Господи! Слава щедротам Твоим, Господи, яже являеши на мне грешном!
Дивлюсь величию и животворности Божественных Таин: старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, — от Причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после Причастия Святых Таин в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава Животворящим и Страшным Твоим Таинам, Господи!
Причастники Божественных Таин! Познайте, как вы преискренне приобщаетесь Господу, если достойно причащаетесь. Какое дерзновение вы имеете к Господу и Богородице! Какую чистоту должны иметь! Какую кротость, смирение, незлобие! Какое беспристрастие к земному! Какое горячее желание небесных, чистейших, вечных наслаждений!
Люди в продолжение всей земной жизни ищут всего, кроме Христа Жизнодавца, — оттого и не имеют жизни духовной, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям пищи и пития. Только при конце всей жизни ищут Христа — в Причащении, и то по вопиющей необходимости, и то как бы по принятому другими обычаю. О Христе Боже, Жизнь и Воскресение наше! До чего мы осуетились, до чего мы ослепли! А что было бы с нами, если бы искали Тебя, если бы мы имели Тебя в сердце своем? Язык не может изречь того блаженства, которое вкушают имеющие Тебя в сердцах своих. Ты для них и пища крепкая, и питие неисчерпаемое, и одежда светлая, и солнце, и мир, который превыше всякого ума (Флп. 4, 7), и веселие неизреченное, и все. С Тобою все земное — прах, тлен.
Хорошо молиться мне о людях, когда причащусь достойно, т. е. сознательно: тогда Отец, и Сын, и Святой Дух, Бог мой во мне, и я имею великое пред Ним дерзновение. Царь тогда во мне, как в обители: проси чего хочешь. Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин. 14, 23; 15, 7).
Отверзая другим дверь в Царствие Небесное чрез Крещение, сами ужели не войдем? Очищая других покаянием и разрешая грехи чужие, ужели не получим оставления своих грехов? Соединяя других со Христом в Таинстве Причащения, ужели сами не соединимся с Ним преискренне в невечернем дне Царствия Христова? Подавая в миропомазании укрепляющую благодать Духа Святого, ужели сами не получим крепости и силы от Всесвятого Духа и не возрастим дарования своего духа? Воистину твердо надеемся получить обещанные блага по благодати, щедротам и человеколюбию Спаса нашего Бога. Дай Бог и всем получить их! Только да не разленимся, не станем унывать и попечения о плоти не будем превращать в похоти (Рим. 13, 14), да храним таинство веры в чистой совести (Тим. 3, 9) и да преуспеваем в любви к Богу и ближнему.
Благодарю Тя, Господи, яко даруеши мне новую жизнь каждый раз, когда я слезами покаяния и благодарения совершаю Божественную Литургию и причащаюсь Пречистых и Животворящих Таин Твоих. Твоим Святым Таинам я обязан доселе продолжением бытия моего, непорочностию путей моих и доброю славою в людях Твоих.
Да святится убо имя Твое великое паче и паче во мне и во всех людях Твоих, на них же имя Твое святое нарицается, — и во всем мире Твоем; да приидет Царствие Твое, Царство Правды, мира и радости во Святом Духе, во все сердца наши, как сказал Ты: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 16), и да будет воля Твоя святая, премудрая, всеблагая, всесовершенная, всеблаженнотворная, яко на Небеси и на земли во всех людях Твоих, и во мне грешном, ибо собственная воля наша ошибочна, близорука, греховна, гибельна, нелюбовна, зла, завистлива, горделива, ленива, роскошелюбива, сребролюбива, скупа.
Как в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9), так и в Животворящих Таинах Тела и Крови Его. В малом человеческом теле — вся полнота бесконечного, невместимого Божества, и в малом агнце, или хлебе, в каждой малейшей частице его — вся Божественная полнота. Слава всемогуществу и благости Твоей, Господи!
Сколько раз, о Владыко Господи Иисусе, обновлял Ты легкомысленно растлеваемое грехами моими естество мое! Нет тому числа и меры! Сколько раз Ты изымал меня из пещи, горящей у меня внутри, из пещи страстей многоразличных, из пропасти уныния и отчаяния! Сколько раз одним именем Твоим, с верою мною призываемым, обновлял Ты мое растление сердечное! Сколько раз совершил это чрез Животворящие Таины! О, Владыко! Милостям Твоим ко мне грешному поистине нет числа и меры. Что же я принесу Тебе, или что воздам Тебе за безмерные Твои ко мне благодеяния, Иисусе, Жизнь моя и легкость моя? Да буду я осмотрителен в путях моих по благодати Твоей, ибо Тебе приятны все осмотрительные в пути, как Ты Духом Своим, устами отца нашего Давида рекл еси (см.: Пс. 118, 1; 17, 21 и др.); постараюсь быть верным Тебе, смиренным, кротким, нераздражительным, незлобивым, долготерпеливым, трудолюбивым, милостивым, щедрым, нелюбостяжательным, послушным.
Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела (молитва перед причащением).
Господи, помилуй мя, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой! (Пс. 40, 4).
АМИНЬ.
[1] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и Святом Причащении. М.: Сибирская Благозвонница, 2010.