Этот праздник занимает особое место в церковном календаре. В метафизическом плане и символическом значении он представляет собой пророчество о Втором пришествии Христа на Землю и Страшном Суде.
В селении Вифания, расположенном невдалеке от Иерусалима, Господь воскресил из мертвых своего друга Лазаря. Это чудо можно сравнить только с сотворением Адама. Владыка жизни и смерти своим Божественным повелением: «Лазарь, тебе говорю: встань» (см.: Ин. 11, 43) — превратил труп четырехдневного мертвеца в тело, подобное телу спящего юноши, и вернул в него душу. Из неведомой страны, из далекого странствия Христос возвратил пленника смерти в родной дом. Воскрешение Лазаря — образ будущего воскрешения из мертвых.
Приближался праздник Святой Пасхи. Со всех концов Палестины и из многочисленной иудейской диаспоры, которая к тому времени уже, подобно параллелям, опоясывала земной шар, богомольцы и паломники стекались в Иерусалим.
Слух о воскрешении Лазаря мгновенно облетел Иерусалим. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев, Который, как Римский император во время триумфа, повергнет всех врагов к ногам Своим и даст свободу Израилю.
Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифания и при свете утренней зари направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил Свой взор на Иерусалимский храм, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать местом Его страданий.
Господь направился в Иерусалимский храм. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви, приветствуя криком «осанна!», что значит «спасение», «радость», «слава».
Христос приблизился к храму — сердцу Иерусалима. Но не звуки богослужения, а неясный гул, подобный вою бури в ущелье, доносился оттуда: рев волов, блеяние овец, пронзительные крики торговцев и меновщиков монет. В Иудее существовал обычай, ставший законом: в храм запрещалось вносить деньги с языческими эмблемами, поэтому их обменивали на иудейские монеты в лавках на пути к храму (особенно ценились серебряные монеты, отчеканенные при Маккавеях). У городской стены покупали скот для жертвоприношений. Купали его в «Овечьей купели» и приводили в храм, во «Двор священников», где стоял жертвенник, называемый «Пылающим львом» или «Ариилом» — «Львом Божьим». Этим именем нередко означался у Пророков Иерусалим, эмблемой которого был лев.
Постепенно торговцы и менялы проникли но все три двора храма, и даже в само святилшце. Фарисеи, вдохновенно славившие новые правила и уставы во имя точного регламента всей жизни человека,— дабы надеть на несчастного тяжкий хомут запретов, делали вид, что не замечают беспорядка в храме.
Святой гнев засверкал в глазах Спасителя. Он взял бич и изгнал торгашей из церкви. Никто не противился Ему. Фарисеи и саддукеи молчали, боясь вызвать гнев и презрение народа. Они надеялись, что скоро им удастся расправиться с Христом.
Смеркалось. Господь покинул опустевший храм и вместе с учениками возвратился в Вифанию…
Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе пришествие Христа. В Своем Первом пришествии на Землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия.