Более двух тысяч лет прошло со времени основания Господом нашим, Иисусом Христом на земле Своей Церкви, единой и единственной, о которой Сам Он сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:19). Апостолы, исполняя заповедь Господню: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19-20) обошли тогдашнюю Вселенную, проповедуя и поставляя по местам пресвитеров и епископов. И учили святые апостолы, подолгу оставаясь в местах проповеди, пока возрастали и укреплялись из среды народа преемники их апостольского служения. И впоследствии не оставляли апостолы свои детища – поместные Христовы Церкви: посещали, писали послания, наставляли, предостерегали, обличали. И росла Церковь, и спасались души. Тогда же апостол Павел сказал, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Но какие разномыслия допустимы в Церкви, а какие приводят к отпадению от питающего ствола благодати Духа Святого? Чтобы оградить Церковь Господню от разрушения, вносимого суемудрием человеческим, духоносные отцы прежних эпох собирались на Вселенские Соборы, признанные церковью Святыми, таких было семь. В горячих дискуссиях соборный разум Церкви Христовой формулировал истины, которыми ограждал стадо Христово от погибельной лжи – ересей. Частные мнения по вопросам, не касающимся нашего спасения, Церковь считает допустимыми. Те основы веры, от которых зависит вечная участь человеческой души, названы догматами, строго хранятся Церковью, передаваясь из поколения в поколение в краткой и емкой формуле – Символе Веры. Враг всегда стремился разрушить эту догматическую ограду Церкви, внося пагубные разномыслия и о Святой Троице, и о Господе Иисусе Христе, и о Пресвятой Богородице, и о святых иконах. И всякий раз иссохшая ветвь единой Церкви, еретическое сообщество, заразившееся гибельным заблуждением, решительно отсекалось от единства Православной Церкви. Сегодня атака врага направлена на саму Церковь Христову. Эта атака – экуменизм. Что скрывается за этим безликим иностранным словом? Нам говорят, что есть какой-то «христианский мир» за пределами Православия, что надо со всеми, кто называет себя христианами, быть едиными, потому что якобы они тоже по существу члены единой церкви. Действительно, Церковь Христова по-прежнему была и остается одна, единственная. Но что такое Единая, Святая, Соборная, Апостольская Церковь? Где её спасительные границы? Есть ли единство ствола живой Церкви Христовой с отпавшими в разные эпохи и иссохшими без благодати Духа Святого ветвями? Церковь едина со Христом или с отпавшими от Него? К какой «церкви» принадлежат сообщества, отпавшие от Церкви Христовой? Возможно ли объединение с такими отпавшими, и как оно должно происходить? Можно ли с ними, как нас теперь призывают, просто дружить, делая вместе добрые дела без вреда для собственного спасения? Знаем ли мы ответы на эти вопросы? А ведь от этого зависит и наше личное спасение!
У простого народа, считающего себя православным, осталась заложенная предками привычка доверять тому, что говорят архипастыри и священники. Нам и удобнее так – сказали – верим, – самим нам некогда разбираться… И здесь в наше лукавое последнее время кроется огромная опасность для нашего спасения. В чем же она? Куда сегодня нас всех влекут? И можем ли мы быть расслаблены, убаюканные современными проповедями о всеобщем спасении, надежном кормчем, единстве всех в Боге, успокаивая себя обещанием Господа, что достоит Церковь Его до скончания мира? А почему же тогда настанет этот Господом обещанный конец мира? Неужели Господь не хочет всем спастись? Неужели наш Творец попустит погибель человечества на земле тогда, когда много спасающихся? Почему сказал апостол, «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (Фес.5:3)? Есть ли единство у добра и зла, у ангела и демона? Почему святые отцы не братались с еретиками, а решительно отсекали еретические направления от Церкви Христовой? Может, у них не было любви, о которой сейчас так много говорят горе-объединители? Эти и другие вопросы о единстве Церкви Христовой, о лукавстве происходящих событий, о подменах понятий и внедрении ересей и «всеереси экуменизма», как характеризовал её св. Иустин (Попович), освещается в представленной лекции.
Аудио