|
|
|
ГОРДОСТЬ |
|
|
|
Сомневались в бытии Бога; |
|
|
|
отрицали бытие Бога; |
|
|
|
хулили Бога (оскорбляли, презирали); |
|
|
|
отрекались от Бога; |
|
|
|
переходили в другую веру; |
|
|
|
уходили в раскол, в секту; |
|
|
|
распространяли ложное учение (ересь); |
|
|
|
упрямо стояли в заблуждении, спорили, противоречили вероучению Православной Церкви в догматах и канонах; |
|
|
|
не признавали грехи грехами (особенно смертные) в соответствии с Евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божиих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «А какие у меня грехи? Никого не убивал», и т.д.; |
|
|
|
устанавливали собственные заповеди и правила жизни, противоположные Евангелию, и руководствовались ими; |
|
|
|
не признавали Бога Творцом, а себя и весь мир — творением; |
|
|
|
утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу; |
|
|
|
считали, что в Церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить; |
|
|
|
считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить — не важно; |
|
|
|
произвольно понимали Священное Писание, не читали толкований; |
|
|
|
отвергали многовековый опыт Церкви, искали свою дорогу к Богу; |
|
|
|
требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни; |
|
|
|
считали, что достаточно только назвать грех на Исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится; |
|
|
|
обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «Видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»; |
|
|
|
дерзали причащаться без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причащение оборачивается в осуждение и в смерть вечную); |
|
|
|
дерзали причащаться, находясь на епитимии; |
|
|
|
не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви — так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора); |
|
|
|
колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с НЛО, пытались «воскресить» умершего, входили в «общение» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, — тем самым входили в общение с демонами; |
|
|
|
обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим» и пр., тем самым пользовались услугами демонов; |
|
|
|
верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по сонникам и гороскопам; |
|
|
|
льстили себе, что чисты от грехов, святы, достойны Божественных Откровений и впечатлений, что достойны общения с ангелами, видения ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы; |
|
|
|
искушали Господа, говоря: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»; |
|
|
|
попытка самоубийства (самоубийство — единственный грех, который не может быть прощён Богом по причине невозможности покаяния согрешившего, потому что после смерти покаяние уже не действует. Этот грех утягивает душу на самое дно ада); |
|
|
|
верили по расчету: ожидали от Бога благ в обмен на немощные попытки христианской жизни; |
|
|
|
ожидали от Бога того, чего нам самим хочется; |
|
|
|
обижались на Бога, если не решались наши проблемы; |
|
|
|
верили только тогда, когда всё складывалось по-нашему; |
|
|
|
не верили, что Бог всесилен и может избавить нас от греха во время благопотребное, при нашем искреннем желании, подтвержденном реальными попытками борьбы; |
|
|
|
не признавали своего рабства дьяволу, не соглашались с тем, что человек стал жилищем сатаны (так говорит святитель Игнатий (Брянчанинов)); |
|
|
|
знали о своём грехе и не хотели исправляться, испытывали долготерпение Божие; |
|
|
|
забывали о своей греховности и немощи, пытались «вымаливать» других грешников и даже самоубийц; |
|
|
|
в записки о поминовении на проскомидии включали иноверцев, раскольников, сектантов, некрещеных, самоубийц, а также не исправляющихся, не кающихся грешников — живущих или умерших без покаяния; |
|
|
|
читали книги еретические, противоречащие вероучению Православной Церкви (это не касается богословов); |
|
|
|
стремились командовать, управлять, властвовать над другими, не имея на то никаких полномочий; |
|
|
|
лгали, оправдывали ложь необходимостью обстоятельств, лгали даже просто так, по привычке; |
|
|
|
завидовали (желали того же, что видим у ближних; появлялось мрачное чувство расстройства в сердце от того, что мы чего-то не имеем, а у других это есть: достаток, счастье, положение в обществе, здоровье, способности, красота, рост, сила, успехи); |
|
|
|
допускали высокоумие, самомнение, уверенность в своей духовной правоте, не основанной на Священном Писании и Предании Церкви; |
|
|
|
были самолюбивы: почитали себя превыше всех и презирали тех, кто не согласен с нами, враждовали против тех, кто «задевает» нас, обижались на тех, кто нас чем-то задевал; |
|
|
|
желали «долго жить», не задаваясь вопросами о смысле жизни, Суде Божием, посмертной участи; |
|
|
|
человекоугодничали: угождали человеку из-за страха перед ним; готовы были согрешить, если потребуют этого от нас; Бога не боялись, а человека боялись; |
|
|
|
начальникам раболепно подчинялись, подчинённых безжалостно укоряли; |
|
|
|
не уходили из таких компаний, где осуждают, играют в карты, упиваются вином, сквернословят, хулят Бога, Церковь — боялись потерять отношения, раболепствовали; |
|
|
|
утверждали, что «всегда верили», «всегда Бога вспоминали», «всегда с Богом жили», что всегда имели «Бога в себе, в своём сердце» (при этом показывали рукой на грудь или похлопывали по груди), однако сами грубо нарушали заповеди Божии, даже не зная их, и не приступали никогда к Исповеди и Причастию; |
|
|
|
говорили: «Грешен во всём», признавая себя грешниками на словах только, а на деле не могли назвать своих грехов и не боролись с ними; |
|
|
|
поминали умерших водкой, организовывали застолья на кладбищах; |
|
|
|
подавляли ближнего грубым словом или колкой насмешкой, чтобы не ставил себя выше нас; |
|
|
|
допускали наглость, дерзость; |
|
|
|
были строптивы, неспособны подчиняться во всём, что не противоречит заповедям: подчиненные — начальникам, дети — родителям и учителям, младшие — старшим, жёны — мужьям; |
|
|
|
долго не успокаивались от обид, жалели, что мало наговорили, мало ответили обидчику, в мыслях долго спорили с ним, оправдывали себя; рассказывали другим об этом случае, очерняя обидчика и оправдывая себя; придумывали способы отмщения; и пр.; |
|
|
|
в окружающих людях видели врагов; |
|
|
|
были неспособны просить и обращаться за помощью — гордость не позволяла: а вдруг откажут, тогда будет обидно — лучше уж сами как-нибудь; |
|
|
|
жёны стремились командовать в семье, самостоятельно распоряжаться деньгами; |
|
|
|
допускали прекословие (пререкание) даже со старшими, с родителями, с начальниками; |
|
|
|
божились и клялись именем Божиим, прикрывали ложь божбой; |
|
|
|
клялись жизнью (даром Божиим), здоровьем, своими детьми, матерью; |
|
|
|
требовали клятв от других; |
|
|
|
забывали и медлили в исполнении обещания, данного Господу, даже если уже получили просимое; |
|
|
|
не почитали священников, избегали благословения, не хотели принимать таинства от священников, считая их грешными и недостойными; |
|
|
|
отказывались от лечения по причине гордости («я сильный — всё вытерплю»), хотя болезнь была опасной для жизни; |
|
|
|
считали, что достойны вечной жизни и спасёмся независимо от того, что живём во грехах; |
|
|
|
были самонадеянны: надеялись на собственные силы и способности, знания и опыт, на свои «добрые» дела, на свои молитвы, посты, забывая, что без Бога спастись невозможно; |
|
|
|
думали исправиться от недостатков собственными силами или исправить других без помощи Божией, при этом главная опора во всех наших делах — «я сам»; |
|
|
|
ставили себе цель «стяжать Духа Святого» без понуждения себя к терпению, кротости, смирению, целомудрию — забыли, что Бог гордым противится, а только смиренным даёт благодать (см.: Иак. 4, 6); |
|
|
|
о Боге вспоминали только тогда, когда все способы уже испробовали; |
|
|
|
проповедовали веру, хотя не имели на то благословения; |
|
|
|
наставляли, научали, давали духовные советы, хотя сами малоопытны и немощны в вере; «спасали» от грехов других, забывая, что сами находимся «под адом»; |
|
|
|
были неспособны к послушанию; |
|
|
|
не переносили обличений; |
|
|
|
легко прощали себе свои недостатки; в чём себя оправдывали, в том других осуждали; |
|
|
|
превозносились над другими, считали себя лучшими, своё мнение — более правильным, дело своё — более важным; |
|
|
|
ждали услуг от ближних, требовали, чтоб нам все помогали, сами же не спешили на помощь; |
|
|
|
требовали, чтобы нас обязательно простили (для нашего успокоения), «выжимали» такое принудительное прощение из обиженного нами человека; |
|
|
|
были брезгливы во всем и всегда (естественное отвращение от нечистот не греховно); |
|
|
|
не умели благодарить Бога за Его милости к нам; |
|
|
|
не просили Божия благословения на всякое дело; |
|
|
|
хватались за дела, превышающие наши силы, а потом стонали, изнывали под непомерной тяжестью их и обижались на окружающих, что они нам не помогают; |
|
|
|
брали на себя чрезмерный пост и превышающее наши силы молитвенное правило; |
|
|
|
пытались совершать непосильные подвиги, входящие в противоречие с нашим положением (семейным, социальным и т.д.) или невозможные для нашего здоровья, возраста, малоопытности; |
|
|
|
любили учить других, вмешиваться в чужие дела и разговоры; |
|
|
|
говорили, что наши молитвы исполняет (слышит) Бог, например: «Услышал меня Господь — получила пятерку по физике»; |
|
|
|
имели страх, трусость, пугливость, боязливость, опасливость, робость, всегдашнее ожидание беды; |
|
|
|
предъявляли повышенные требования к другим и прощали себе ошибки без самоукорения; |
|
|
|
судили об окружающих по внешнему виду, а не по делам; |
|
|
|
«пророчествовали», как будто имеющие дар, например: «Точно тебе говорю, что ничего у тебя не получится!»; |
|
|
|
вступали в спор, доказывали свою правоту, не могли уступить, настаивали на собственном мнении; |
|
|
|
боялись упреков, угроз, осуждения, резкого голоса. |