|
|
|
ТЩЕСЛАВИЕ |
|
|
|
Рисковали жизнью, чтобы прославиться среди людей; |
|
|
|
отрекались от веры, чтобы не потерять авторитет в обществе; |
|
|
|
одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников; |
|
|
|
согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»; |
|
|
|
приступали к церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно); |
|
|
|
стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал); |
|
|
|
стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи; |
|
|
|
услаждались своим мнимо-духовным состоянием; |
|
|
|
пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение; |
|
|
|
приписывали своим заслугам блага, получаемые от Бога (говорили: «я сделал…», «я вырастил…», «я приобрел…», «я преуспел…» и пр.); |
|
|
|
желали похвалы от людей и искали авторитета — хотели, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремились быть впереди; |
|
|
|
искали славы человеческой, земных почестей, должностей и званий; |
|
|
|
смаковали свои достоинства, не видели собственных недостатков; |
|
|
|
хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности; |
|
|
|
приобретали знания, опыт, мастерство не чтобы послужить ближним или Отечеству, а ради собственного престижа; |
|
|
|
желали обучаться сами или учить своих детей только в престижных учебных заведениях; |
|
|
|
следовали моде, желали красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и пр., чтобы не отстать от других или быть впереди; |
|
|
|
положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство); |
|
|
|
положительно оценивали свои телесные качества: красоту лица, прическу, приятность голоса и прочие качества тела; |
|
|
|
были неспособны переносить замечания, упреки, увещевания как несправедливые, так и справедливые (особенно трудно переносить несправедливые упрёки, а мы и справедливых не можем стерпеть); |
|
|
|
были обидчивы, склонны к повышенной чувствительности, ранимости и слезливости по всякому пустяку — забывали, что Бог открывает через людей наши недостатки; |
|
|
|
всякий раз оправдывались, выгораживали себя, выставляли себя невиновными, указывая разные причины, лишь бы нас не уличили в лени и неумении; |
|
|
|
оправдывали свое незнание веры и греховность предыдущей безбожной жизнью и атеистической пропагандой, хотя гонения на веру давно прекратились; |
|
|
|
были неспособны относиться одинаково ровно к хвалящим нас и обижающим нас; |
|
|
|
заискивали перед теми, от кого что-либо зависит, и презрительно или безразлично относились к тем, от кого ничего не надеялись получить; |
|
|
|
льстили (хвалили человека, чтобы добиться его расположения к нам или ради какой-нибудь выгоды; хвалили с завистью; хвалили человека на людях, чтобы заметили наше «великодушие» и отметили нас); |
|
|
|
лицемерили (допускали притворство, актёрство, неестественность поведения); |
|
|
|
оправдывались: «Я не виноват, у меня такой характер» или «ты сам напросился»; |
|
|
|
перекладывали свою вину на других, чтобы не потерять репутацию и не выслушивать упрёков; |
|
|
|
после возникшего противоречия не желали первыми здороваться или идти на примирение; |
|
|
|
не желали выполнять работу, «унижающую наше достоинство»; |
|
|
|
оскорблялись, когда нам указывали на наши недостатки; |
|
|
|
приводили в качестве оправдания своих ошибок преувеличенные и вымышленные проблемы; |
|
|
|
боялись осуждения со стороны окружающих, страдали мнительностью, переживали: «А что подумают», «а что скажут люди»; |
|
|
|
следовали греховным правилам и традициям мира, чтобы не стать «белой вороной», оправдывались, что «теперь все так живут»; |
|
|
|
уклонялись от христианской жизни из-за ложного стыда перед знакомыми; стыдились держать дома иконы, носить нательный крест, креститься на людях; скрывали, что ходим в храм, исповедуемся, соблюдаем посты, что верим в Бога и т.д.; боялись насмешек, упрёков и непонимания; |
|
|
|
огорчались, если не получали похвал и одобрений, особенно когда они доставались другим; |
|
|
|
обязательно рассказывали ближним, если что-то приходилось доделать за кем-нибудь; |
|
|
|
пытались унизить, зачернить, затушевать, перетолковать в худшую сторону достоинства и заслуги других людей, говорили многозначительно: «Да не так уж он хорош, как вы думаете!» или: «Вы про него не всё знаете!»; |
|
|
|
с любопытством узнавали недостатки других и охотно передавали это окружающим, при этом испытывали удовольствие; |
|
|
|
домогались возвышения и признания себя, забывали слово Божие: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 42–43); |
|
|
|
подмечали свои мнимые заслуги, забывая, что всё доброе в нас от Бога, стремились наделать побольше «добрых дел»; |
|
|
|
подмечали и оценивали свои «духовные подвиги», разыгрывали из себя благочестивых, думая: «Вот я потрудился, сделал то-то и то-то, и за это помилует меня Господь и подаст благодать Свою»; |
|
|
|
совершали добрые дела ради земной славы или чтобы нас заметили, обратили на нас внимание, похвалили; |
|
|
|
совершали добро ради добра, а не потому, что так велят заповеди Христовы; |
|
|
|
делали добро для самоуслаждения; |
|
|
|
не укрывали все добрые дела от взоров человеческих, долго сами помнили о сделанном, вспоминали с удовольствием, рассказывали окружающим; |
|
|
|
стремились к роскоши и пышности, желали чем-то особенным выделиться, показаться перед знакомыми, соседями, родственниками; |
|
|
|
похвалялись даже своими пороками и старались хоть этим, но выделиться среди окружающих; |
|
|
|
испытывали тщеславное самодовольство от успехов и достижений своих детей, похвалялись ими перед окружающими; |
|
|
|
расточали средства напоказ, чтобы вызвать уважение к себе или спровоцировать зависть; |
|
|
|
употребляли в шутку слова молитв и Священного Писания; |
|
|
|
мечтали о своих способностях, о своём предназначении, значимости; |
|
|
|
думали о себе, что смиренны, говорили об этом другим, проповедовали свои труды; хвалили себя; |
|
|
|
радовались и вдохновлялись, когда видели, что нам завидуют; |
|
|
|
употребляли свои таланты и способности не с христианским смирением, а с тщеславным самодовольством; |
|
|
|
изображали с преувеличением (мимикой, жестами, гримасами) других людей, высмеивали недостатки окружающих (и даже священников); |
|
|
|
передразнивали других с целью показать свои артистизм и превосходство; |
|
|
|
допускали артистизм (копирование речи, движений, жестов) с целью рассмешить других, порисоваться, быть в центре внимания; |
|
|
|
часто увлекались всевозможными пустыми мечтаниями о своих достоинствах и достижениях; |
|
|
|
радовались при совершении доброго дела, тем самым приписывая его себе, а не Богу; |
|
|
|
земные радости считали вознаграждением за христианское благочестие; |
|
|
|
принимали на свой счет похвалы за дела свои, своих подчиненных, своих детей — неспособность «переадресовать» их Богу; |
|
|
|
допускали острословие, шутливый тон, «красное словцо», рассказывание смешных историй, анекдотов; |
|
|
|
добавляли к сказанному кем-то свои остроумные замечания, реплики, уточнения; |
|
|
|
испытывали приятное чувство, когда нас хвалили. |