Преподобный Нил Сорский[1]
Против помыслов гордостных
96. Вопрос.
Как говорит преподобный Нил о презорстве и гордости?
Ответ. «Что и говорить о презорстве и гордыне? — взывает он, скорбя. — Имена у них различны, а в существе они — одно и то же суть: и гордыня, и презорство, и высокосердие, и кичение, и все оне преокаянны, как говорит Писание: Господь гордым противится; и: мерзок есть пред Господем всяк высокосердый (Притч. 3, 34; 16, 5) и нечист именуется».
97. Вопрос. Как выясняет преподобный Нил окаянство и гибельность гордостных помыслов?
Ответ. «Тот, кто в гордости своей мерзок и нечист пред Богом, где, в чем, когда и какое может обрести благо? От кого получить милость? И кто очистит его? О, страшно и представить сие! Кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам для себя и бес и враг (ратник), — тот в себе самом носит скорую гибель. Да боимся убо и да страшимся гордыни; да отреваем ее от себя всевозможно, всегда памятуя, что без помощи Божией никакое добро не может быть соделано и что ежели оставлены будем от Бога, то, по подобию того, как лист колеблется или как прах возметается от ветра, так и мы будем от диавола смятены и поруганы и соделаемся предметом плача человеков. Уразумев сие, всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении».
98. Вопрос. Желающему обучиться смирению, сей Божественной науке, какие уроки дает преподобный Нил?
Ответ. «Вот первый урок сей Божественной науки (cиe начало сим), говорит святый старец: ставить себя ниже всех, то есть почитать себя хуже и грешнее всех человек и сквернее всех тварей; потому что гордостию преступает порядок, естеству тварей указанный, — и горше самых бесов, потому что побежден ими. Вот вторый: избирать всегда последнее место, и на трапезах, и в собрании посреди братии; носить худшую одежду; любить черныя и низкия работы; при встрече с братиею каждаго предварять низким и чистосердечным (неразленным) поклоном; любить молчание; не быть велеречивым в собеседованиях; избегать спорливости и противоречий; быть в трудах, не выказывая себя (нелюбоявленну), и не настаивать на слове своем, хотя бы оно казалось справедливым. Ибо, сказали отцы: в новоначальных внутренний человек сообразен с внешним: но если внешний не ублагоустроен, не доверяй благоустроению и внутренняго человека, говорит святитель Василий Великий».
99.
Вопрос. Кого приводит преподобный Нил в пример обучения смирению?
Ответ. Григория Синаита, который говорит: «Тщеславие и гордость низлагаются, смирение раждается и возрастает от само-укорения, в сих словах выражаемаго: знаю ли я верно грехи других, какие они и коликие? И превышают ли они мои беззакония или с ними равняются? Не всех ли мы, о душа моя, ниже по невежеству своему? И не то же ли мы, что земля и прах под ногами их? И не должны ли мы почитать себя хуже всех тварей, потому что всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ея Творцем; а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначениe, свойственные нам по природе? Поистине и звери, и скоты — честнее меня, грешнаго. Поистине я — ниже всего, потому что я осужденник и ад уготован мне еще прежде моей смерти. Но кто, продолжает тот же отец, кто не восчувствует и того, что грешник — горше самих бесов, яко их раб и послушник, и сожитель их, во тьму бездны сойти к ним долженствующий? Воистину всякий, кто во власти бесов, горше и злосчастнее их самих. С ними низринулась ты, душа окаянная, в бездну! А посему, будучи жертвою тления, ада и бездны, почто прельщаешься умом своим и почитаешь себя праведною, будучи греховна, скверна и по злым делам своим бесоподобна. Увы тебе, пес нечистый и всескверный, во огнь и тьму кромешную осужденный! Горе прельщению и заблуждению твоему, о злобесне!»
100. Вопрос. Так как не один предмет гордости: то какая именно гордость уничижается таким образом?
Ответ. Иноческая. «Се же, говорит преподобный, здесь идет речь о гордости иноческой, когда, ради благоговейнаго жития, входит гордостный помысл в душу человека, много потрудившагося, много подвизавшагося и много претерпевшаго на пути добродетели».
101. Вопрос. Что говорит преподобный о гордости, рождаемой внешними преимуществами?
Ответ. «То — гордыня мирских, когда кто-либо тщеславится званием и преимуществами монастыря, или многочисленностию братства, сказали отцы. А гордость тех, не знаю, как и назвать, которые гордятся множеством сел и имений монастырских [2]
или известностию в миpе и знакомствами. Есть между иноками и такие, которые высятся пред прочими ничим же, а именно хорошим голосом, к пению способным, или внятностию чтения и произношения. Какая похвала и честь от Бога в том, что составляет не нашу собственность, трудом стяжанную, но принадлежность естества нашего?
Некоторые тщеславятся искусством в рукоделии: суд о них — таков же. Иные кичатся известностию в миpе родителей своих, или славою родственников, или и тем, что сами находились до поступления в иночество в почестях и в числе сановников [3]. Это — крайнее безумие. Ибо все cиe надлежало бы скрывать. А кто и по отречении своем от миpa стал бы (домогательно) принимать славу и честь от человек, — стыд ему! Чествования таковаго скорее надобно стыдиться, нежели превозноситься им. Такое прославление для инока не слава, а студ: сих слава студ есть».
102. Вопрос. Какое оружие против гордости указует преподобный Нил?
Ответ. Молитву. Ежели, — говорит, кто-либо, добродетельнаго ради жития своего, будет нагло стужаем и борим от помыслов тщеславия и гордости, то, чтобы победить сии помыслы, для сего нет более сильнаго оружия, как молитва ко Господу Богу. «Господи Владыко, Боже мой! — так да взывает боримый. — Дух тщеславия и гордыни отжени от мене; дух же смирения даруй ми, рабу Твоему». Купно с сим да укоряет себя, как сказано выше. Ибо Лествичник говорит как бы от лица тщеславия и гордости: «Ежели сам себя чаще пред Господом укорять будешь, нас как паутину расторгнешь».
103. Вопрос. Преступность и вменяемость гордости не имеет ли особых степеней?
Ответ. Имеет. Гордынею святой Исаак не то называет, когда гордостная мысль только пробежит в уме, не порабощая его и не задерживаясь, ибо за один невольный помысл Бог не осуждает и не наказывает, если человек, вскоре по явлении его в душе, тотчас отринет страстныя его движения; это — поползновение, за которое Господь не истязует. Но гордыня есть то, когда человек приемлет гордостные помыслы как приличные и достодолжные, и не почитает их за губительные и богопротивные. Верх гордости — когда страсть сия обнаруживается и в словах, и в делах: cиe не останется без осуждения. Подобным образом должно разуметь о тщеславии и о каждой страсти, по научению святых отцов.
[1] Нил Сорский, прп.
Творения. Изд-во «Кириллов», 2008. С. 69–72. Нумерация сохранена как в оригинале.
[2] Тогда как авва Нил писал свой устав, много имения было у монастырей; самые имения монастырские составляли вопрос времени и были предметом соборных разсуждений. Из биorpафии святого Нила известно, что он стоял против владений монастырских.
[3] В древний и средний периоды Русской Церкви в разных монастырях, и в самой пустыни блаженного Нила немало спасалось иноков, которые или по происхождению своему принадлежали к княжеским и боярским фамилиям, или даже сами до принятия ангельскаго образа проходили высокие должности на службе царю и Отечеству.