Примерный список грехов по страсти тщеславие
— Рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей;
— отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;
— одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников;
— согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»;
— приступали к Церковным Таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно);
— стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди), если кто-то грубо её попирал;
— стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи;
— наслаждение собою, своим мнимо-духовным состоянием;
— пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтоб получить их внимание и расположение;
— приписываем своим заслугам блага, получаемые от Бога (говорим: «я сделал…», «я вырастил…», «я приобрел…», «я преуспел…» и прочее);
— желание похвалы от людей и поиск авторитета, хотим, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремимся быть впереди;
— искание славы человеческой, земных почестей, должностей и званий;
— специально чем-нибудь обращали на себя внимание окружающих;
— смакование своих достоинств, незнание собственных недостатков;
— хвастовство, приукрашивание речи, преувеличение для большей убедительности;
— обретение знаний, опыта, мастерства не ради того, чтобы послужить ближнему или Отечеству, а ради собственного престижа;
— обучение только в престижных учебных заведениях;
— следование моде, желание красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и прочего, чтобы не отстать от других или быть впереди;
— положительная оценка своих душевных качеств (самодовольство);
— положительная оценка своих телесных качеств: красоты лица, фигуры, прически, приятности голоса;
— неспособность переносить замечания, упреки, увещания как несправедливые, так и справедливые (особенно трудно переносить несправедливые упреки, а мы и справедливых не желаем терпеть);
— обидчивость, повышенная чувствитель-ность и ранимость, слезливость по всякому пустяку, забыли, что Бог открывает через людей наши недостатки;
— желание всякий раз оправдаться, выгородить себя, выставить себя невиновным ни в чем, указать на разные причины, лишь бы нас не уличили в лени и неумении;
— оправдываем свое незнание веры и греховность предыдущей безбожной жизнью и атеистической пропагандой, хотя гонения на веру давно прекратились;
— неспособность относиться одинаково ровно к хвалящим нас и обижающим нас;
— заискивание перед теми, от кого что-либо зависит, и презрительное или безразличное отношение к тем, от кого ничего не надеемся получить;
— лесть (хваление человека, чтобы добиться его расположения к нам или ради какой-нибудь выгоды; похвала с завистью; хваление человека на людях, чтобы заметили наше «великодушие» и отметили нас);
— лицемерие (притворство, актерство, не-естественность поведения);
— оправдываемся: «Я не виноват, у меня такой характер» или: «Ты сам напросился»;
— перекладываем свою вину на других, чтобы не потерять репутацию и не выслушивать упреков;
— нежелание здороваться первым, пойти на примирение первым;
— нежелание выполнять работу, «унижающую» наше достоинство;
— сами собственные недостатки еще можем назвать, но, когда их же обнаружат другие, оскорбляемся;
— приводим в качестве оправдания своих ошибок преувеличенные и вымышленные проблемы;
— боимся осуждения со стороны окружающих, страдаем мнительностью, переживаем о том, «а что подумают», «а что скажут люди»;
— следуем греховным правилам и традициям мира, чтобы не стать «белой вороной», оправдываемся, что теперь все так живут;
— уклоняемся от христианской жизни из-за ложного стыда перед знакомыми, стыдимся держать дома иконы, носить нательный крест, креститься на людях, скрываем, что ходим в храм, исповедуемся, соблюдаем посты, что верим в Бога, и т. д.; боимся насмешек, упреков и непонимания;
— огорчаемся, если не получаем похвал и одобрений, особенно когда они достаются другим;
— обязательно расскажем, если что-то придется доделать за кем-нибудь;
— пытаемся унизить, очернить, затушевать, перетолковать в худшую сторону достоинства и заслуги других людей, говорим многозначительно: «Да не так уж он хорош, как вы думаете» или: «Вы про него не все знаете»;
— с любопытством узнаем недостатки других и охотно передаем это окружающим, испытывая удовольствие;
— домогаемся возвышения и признания себя, забыли Слово Божие: Кто хочет между вами быть большим, да будет всем слугою;
— замечаем свои мнимые заслуги, забываем, что все доброе в нас от Бога, хотим сделать как можно больше «добрых дел»;
— видим и оцениваем свои «духовные подвиги», разыгрываем из себя благочестивых, думаем: «Вот я потрудился, сделал то-то и то-то, и за это помилует меня Господь и подаст благодать Свою»;
— совершение добрых дел ради земной славы или чтобы заметили, обратили внимание, похвалили;
— совершаем добро «ради добра», а не потому, что так велят заповеди Христовы;
— делаем добро для самоуслаждения;
— не укрываем все добрые дела от взоров человеческих, долго сами помним о сделанном, вспоминаем с удовольствием, рассказываем окружающим;
— стремимся к роскоши и пышности, желаем чем-то особенным выделиться, показаться перед знакомыми, соседями, родственниками;
— похваляемся своими пороками и стараемся хоть этим, но выделиться среди окружающих;
— расточали средства напоказ, чтобы вызвать уважение к себе или спровоцировать зависть;
— употребляем в шутку слова молитв и Священного Писания;
— мечтания о своих способностях, о своем предназначении, значимости;
— думаем о себе, что смиренны, говорим об этом другим, проповедуем свои труды; хвалим себя;
— радуемся и вдохновляемся, когда видим, что нам завидуют;
— употребляли свои таланты и способности не с христианским смирением, а с тще-славным самодовольством;
— передразниваем, пересмеиваем других (и даже священников);
— изображаем с преувеличением (мимикой, жестами, гримасами) других людей, высмеиваем недостатки окружающих;
— артистизм (копирование речи, движений, жестов) с целью рассмешить других, порисоваться, быть в центре внимания;
— часто увлекаемся всевозможными пустыми мечтаниями о своих достоинствах и достижениях;
— радовались при совершении доброго дела тем самым, приписывая его себе, а не Богу;
— земные радости считаем вознаграждением за христианское благочестие;
— принятие на свой счет похвалы за дела свои, своих подчиненных, своих детей — неспособность «переадресовать» их Богу;
— острословие, шутливый тон, «красное словцо», рассказывание смешных историй, анекдотов;
— добавление к сказанному кем-то своих остроумных замечаний, реплик, уточнений;
— приятно, когда хвалят.