Уважаемый Сергей Михайлович! В православном календаре прочитал о св. мученике Иулиане, что он обрел у Господа милость: кто будет брать землю с места его погребения, тот будет прощен от грехов. Как относиться к этим словам, если не ошибаюсь, Феофана Затворника? Всего доброго, диакон Евгений.
Ответ:
Опасно вырывать цитаты из контекста, потому что при этом становится возможным придавать им совершенно иной смысл, чем имел в виду автор. Обрывочные фразы календарей иногда сильно соблазняют неопытных в вере. Вообще строить свою веру, особенно практику спасения, на календарях не безопасно. Издатели не всегда могут оценить возможные негативные духовные последствия от приведённых кратких изречений, потому что непросто спрогнозировать кто что подумает в меру своего состояния поврежденности.
Когда-то давно мне объясняли смысл примерно таких же слов но в ином контексте. За свою прошлую греховную жизнь мы столько, бывает, натворим худого, что даже после осознания своих беззаконий требуется молитвенное заступничество пред Господом или кого-то из живых праведников, что сегодня великая редкость, или заступничество кого-то из святых, пребывающих у Бога. Но чтобы получить такое вспоможение, необходимо духовно «докричаться» до святого, то есть проникнуться упованием на него, доверием к нему и попыткой подражания ему. Такое случается, когда мы читаем жития, акафисты или труды и учения святых. Прилепление к святому через преклонение перед его трудам и подвигами сродняет нас с ним, устанавливается реальная живая духовная (никак не чувственная) взаимосвязь, которая и приносит свои добрые плоды: заступничеством святого душа грешника примиряется с Богом.
Сергей Михайлович.
Сергей Михайлович, простите, это Св. Дмитрий Ростовский. Память святого мученика Иулиана 12 сентября по ст.ст. / 25 сентября по н.ст. в изложении святителя Димитрия Ростовского. В царствование Диоклетиана и Максимиана назначен был правителем Галатийской области1 Антонин. Ему донесли, что в одной пещере в горе скрывается Иулиан с другими 40 христианами, и что они совершают там христианское богослужение. Когда, по повелению правителя, его взяли и начали уговаривать выдать прочих христиан, бывших с ним, он не согласился. Перед тем, как предстать на суд, св. Иулиан воскликнул громким голосом, обращаясь в сторону своих спостников, оставшихся в пещере:
— Вот, меня уже взяли на суд, и я иду на мученический подвиг за Христа, не выдав вас! Но вы поревнуйте о том, чтобы последовать за мною в моем подвиге!
Когда св. Иулиан предстал пред правителем Антонином, последний сказал ему:
— Приступи к богам и принеси им жертву.
Св. мученик с дерзновением отвечал ему:
— Неугоден мне совет твой; нет для нас, христиан, лучшего жребия, как умереть за ту св. веру, в коей мы воспитаны.
Тогда правитель велел раскалить железный одр и, обнажив мученика, положить его на нем. Св. страдалец, приведенный к тому месту, осенил себя крестным знамением и взошел на раскаленный одр. Тогда явился ангел Господень, остудил пламя и сохранил св. мученика невредимым.
— Кто ты? — спросил Антонин мученика, – и каким образом ты так легко погасил огонь?
— Я — Божий слуга; имя мое — Иулиан, – ответил св. страдалец. Игемон опять спросил его:
— Кто твои родители?
Мученик отвечал:
— Мать моя — старица, а отец отошел ко Господу.
Антонин приказал привести его мать и, гневно взглянув на нее, сказал ей:
— Уговори своего злого сына принести фимиам богине; если же ты не сделаешь того, я предам твое тело на поругание.
Доблестная мать св. мученика ответила на это игемону:
— Если против воли моей осквернят мне тело, то это не только не сочтется мне в вину, но будет для меня залогом вечной славы и блаженного воздаяния.
Игемон, посрамленный сими словами старицы, велел отпустить ее, а св. Иулиана осудил на усечение мечом. Достигши вместе с воинами места казни, св. мученик попросил у них времени для молитвы.
— Благодарю тебя, Господи, – молился он, – что Ты укрепил меня и помог мне остаться твердым даже до пролития крови. Подай, Господи, тем, которые будут брать землю с места погребения моего, прощение грехов и избавление от страстей. И пусть не найдет на их поля никакое тлетворное насекомое: ни саранча, ни гусеницы, ни что другое, а равно да избавлены будут они от налета хищных птиц! И прими мой дух с миром!
И послышался с неба голос:
— Подвигоположник твой — Христос отверз тебе врата Царствия Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!
Сей голос слышали и те сорок христиан, которые были скрыты в пещере. Они пошли на место страдания св. мученика, но нашли его уже скончавшимся. Пред всеми воинами громко исповедали они Христа, истинного Бога. Тогда воины, связав их, привели к игемону, и тот велел им отсечь головы2.
________________________________________________________
1 Галатия — небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Страдания и мученическая кончина св. Иулиана происходили в весьма древнем городе Анкире — ныне Анкара.
2 Кончина св. Иулиана и с ним 40 других мучеников Христовых последовала в первые годы IV века.
Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского