Здравствуйте, Сергей Михайлович! Мне 50 лет, 1,5 года назад потеряла единственного сына. Он умер в возрасте 26 лет. Стала ходить в храм, только там почувствовала облегчение, пришла к вере год назад. Осознание греховности своей прежней жизни повергло в ужас, бывает чувство растерянности, но все это по нашим грехам. Живу одна, но, чувства одиночества нет, много испытываю такого, чего не было раньше в моей жизни, все благодаря Господу Богу Нашему. Сколько раньше Он призывал, подавал знаки, но… слушая. Ваши диски, нахожу ответы на свои вопросы. Я пока только учусь идти к Свету. Утром читаю утреннее правило, по одной главе из Евангелия, днем, стараюсь молиться своими словами, когда работа захватывает, молитвы нет. Очнусь, чего-то не хватает. Божьей Милостью многое пересматривается, например отношения с подчиненными, у нас небольшой коллектив, но ответственность руководить ими и не согрешить большая. Но Слава Богу за то, что есть. Если бы раньше пришла к Богу многое в жизни было бы по другому, может и не умер бы мой сынок? Эти мысли часто приходят ко мне. Они греховны? Простите если написала сумбурно, продолжаю слушать диски. Ирина
Ответ:
Если бы имел слёзы, то поплакал бы с Вами вместе. Но, не имея такого великого духовного дара, воздержусь от слёз плотских и душевных, потому что они не угодны Богу, как рождающиеся от страсти печали. И Вы постарайтесь им не предаваться, хотя воздержаться от них полностью в Вашей ситуации, — невозможно.
Часто приходящая к Вам мысль: «Если бы раньше пришла к Богу, многое в жизни было бы по другому», — вполне справедлива. Это действительная правда! Однако, в некоторых случаях правда может исцелить человека, а в некоторых — погубить. Всё зависит от нас самих, то есть от того, как мы эту правду воспримем, и как будем использовать. Если осознание своих прежних грехов и беззаконий породит в душе самоедство, то оно приведёт к отчаянию, которое есть смертный грех, уже очень близкий к нежеланию жить. Если же обратить всё своё греховное прошлое в самоукорение, то легко родится правильное покаяние, от которого и очистится душа, став способною принять благодать, первые признаки которой: долготерпение, нищета духа, страх Божий, память о смерти, желание исполнять заповеди Христовы, отвращение от грехов, милостивость и снисходительность к ближним, желание покрывать их грехи, кротость, воздержание во всём, желание познавать духовное (из Священного Писания, из творений отцов, из духовных бесед и наставлений), тяга к молитве. Надеюсь, что Вы уже хорошо знаете, чем принципиально отличаются самоедство и самоукорение? Позволю себе напомнить: искреннее сожаление о своей прошлой греховной жизни с обязательной надеждой на милосердие Божие, при честном исправлении жизни по заповедям Христовым называется самоукорением — это одна из начальных и важнейших христианских добродетелей, без которой все прочие не даются; признание своей вины (не всегда с позиции Евангельских заповедей), угрызение себя без всякой надежды на прощение и помилование (при отсутствии правильной веры, от которой рождается надежда), уклонение от попыток изменения жизни — есть самоедство, приводящее человека в противоположное состояние — в отчаяние. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом в статье «О терпении». По милости Божией я написал приложение к его статье с примерами из современной жизни, которое напечатано в книге «Самоукорение и терпение» издательства «Сибирская Благозвонница». Если пожелаете, прочтите и узнаете, что от самоукорения рождается терпение, как дар Божий, помогающий человеку переносить скорби на пути спасения.
Да! Если бы мы родились в семьях от верующих родителей, что конечно зависело не от нас, то получили бы совсем другое воспитание: вместо страстей, соединяющих нас с сатаной, мы бы имели добродетели, которые есть подобие Христу. Могли мы также, не получив правильного христианского воспитания, придя в зрелый возраст, ещё до создания семьи и зачатия своих детей, прийти к вере и исцелить себя от страстей, чтобы не передать эту греховную заразу своим потомкам. Однако, и этого сделано не было и дети заражены нашими смертельными болезнями и воспитаны на наших греховных примерах. Именно поэтому так сложилась их жизнь: те же самые страсти увлекли их намного глубже, чем нас самих, на той же самой лестнице, ведущей в адскую пропасть. Не будем винить их и оправдывать себя, говоря, что мы их этому не учили. К сожалению, учили примером своей жизни, просто они «достигли» в грехах немного большего, в сравнении с нами, пользуясь современной окружающей обстановкой. Тот, кто овладеет учением о страстях, тот легко согласится с таким горьким выводом!
Иногда случается так, что родители впоследствии приходят к вере, а дети, как бы не насладившись ещё до пресыщения грехами, никак не могут этого сделать и не хотят даже слушать родительских увещаний и угроз, продолжая служить сатане и своей погибели. Есть ли какой-то предел этому? Предел этому знает только Бог, не способный творить зла, но попускающий злу временно побеждать только потому, что знает, как в последующем извлечь из этого зла — добро. Да, да! Зло только потому случается, что премудрым промыслом Божиим оно в последующем преобразуется в добро. Так и в Вашем трагическом случае непременно скрыто добро, часть которого уже видна: Вы пришли к вере. Сейчас всё зависит от правильности выбранного Вами пути! Бог милостив и щедр! Не усомнитесь в этом и искренне идите путём покаяния. Господь в долгу не останется.
Из всего сказанного уже можно сделать вывод: наш нынешний крест зависит от того, как мы прожили вчерашний день. По слову митрополита Иоанна Тобольского (книга «Илиотропион»), в мире действуют причинно-следственные связи, находящиеся в управлении Божием. Но Бог ещё и точно знает будущее, поэтому выбирает или наиболее благоприятный для человека вариант его кончины, или наименее вредный из всех возможных, если уж не было благого. Так отцы объясняют причины преждевременной кончины людей, чтобы погасить отчаяние ближних и вселить надежду.
И последнее. Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что изменение жизни родителей может напрямую и быстро изменить жизнь детей, когда они уже взрослые. Действует закон свободы и без личного желания человека, доказанного конкретными делами, Бог не может спасти человека.
Сергей Михайлович.