Здравствуйте, Сергей Михайлович! Очень благодарна вам за ответ. Но у меня есть еще вопросы. 1. Я причащаюсь уже лет 8. Последние годы к Исповеди готовилась по книге архимандрита Иоанна Крестьянкина, но только благодаря вашим лекциям и Дневнику кающегося узнала, что такое смертные грехи, и что я с ними еще не рассталась и дерзаю с ними причащаться. Скажите пожалуйста, через сколько времени после покаяния в смерном грехе и не повторения его можно приступать к Причастию. 2. Мои старшие сыновья (им по 13 лет) тоже причащались столько же времени. Но страсти в них, «засеянные и взрощенные» мною, уже отчетливо видны. Знаю из ваших лекций, что нужно прежде всего поменяться мне самой, но это займёт немало времени. Нужно ли мне учить их бороться со страстями (пока еще свои не победила) и как? Можно ли им причащаться, пока они не начали борьбу со страстями? 3. Как нужно готовить к Причастию семилетнего сына? Какие читать молитвы, сколько дней поститься, обязательно ли идти на вечернюю службу, можно ли на утреннюю прийти не к началу (у нас есть еще годовалый малыш)? 4. Последний года полтора меня иногда «душат» приступы «тяжести и мрачности» на душе. Это проявление страсти печали. Но в эти моменты мне очень тяжело, я понимаю, что это состояние греховное, пытаюсь иногда молиться: губы говорят, а все остальное как будто сковано цепью. Подскажите пожалуйста, что мне в эти моменты «тяжести» на душе предпринимать? Спасибо огромное.
Ответ:
Здравствуйте, Елена.
1. По учению отцов тяжесть смертных грехов различна, поэтому и сроки епитимий тоже разные. Но епитимии по всей строгости касаются только опытных, обученных христиан. Если же Вы даже и не знали о некоторых смертных грехах, делая их безбоязненно, то теперь, узнав, прекратите их навсегда. Проверьте себя на верность Вашему решению в течение оставшихся дней поста, а потом причащайтесь, если не будет других препятствий. Искренне сожалейте о том, что дерзали причащаться со смертными грехами.
2. Родители должны научить своих детей не только основным теоретическим понятиям Веры, но и преподать им правила аскетики — уроки борьбы со страстями. Для этого нужно самим знать эту науку спасения и иметь практику её применения в жизни. Не нужно ждать своего совершенства, но нужно уже передавать хотя бы свой малый опыт борьбы, проводя с ними специальные домашние уроки и не с занудством, но с состраданием и сожалением о них. Задача родителей заключается в том, чтобы привить детям страх Божий и на основе его научить детей замечать грехи, бороться с ними, каяться в них, готовиться к Исповеди. Хорошо бы родителям составить список типичных грехов своих детей, постоянно его пополняя, чтобы удобнее было помогать детям готовиться к Таинству. Грехи детей нужно разбирать не с позиции строгого судьи, а с позиции человека, виновного в наклонности детей к этим грехам. При этом будет удобно оплакивать грехи детей, как свои. Если дети будут удовлетворять своим страстям, никак не пытаясь ограничивать их, то Причастие так же, как и взрослому человеку, может обернуться им в осуждение (при этом будет явно видна вспышка этих страстей).
3. Правило подготовки к Причастию для семилетнего ребёнка Вы можете составить сами, учитывая его способности и состояние здоровья. Например, можно предложить поклоны с молитвой мытаря по 10 минут в течение трёх дней, сверх обычного правила. Пост перед Причастием тоже может быть льготным, например: в среду, пятницу и субботу не есть конфеты, не смотреть телевизор, не играть в компьютерные игры (ограничивать мясное и молочное нужно с учётом состояния здоровья и в соответствие с тем, как ребёнок постится в период длинных постов). Если ребёнку трудно выстаивать службы, а так оно чаще всего и бывает, то нужно благословиться у священника на пропуск вечерней и опоздание на Литургию — чаще всего батюшки идут на такую уступку, тем более, что у Вас ещё есть младенец.
4. Приступы тяжести и мрачности могли быть следствием причащения в осуждение из-за смертных грехов. Если же они продолжатся и тогда, когда Вы прекратите совершать смертные грехи, то терпите это как крест, упражняясь в самоукорении с надеждой на Бога. О том, как оно делается, можно прочитать в книге «Самоукорение и терпение».
Сергей Михайлович