Здравствуйте, Сергей Михайлович. Меня волнует такое состояние, как сокрушение сердца, и возник такой вопрос: имеет ли значение, какой грех вводит в это состояние, — ведь у меня много разных грехов, но сильно вводит в это состояние только воспоминание конкретных двух смертных. Считается ли это сокрушением за все грехи которые я не помню или не заметил. Также ощущаю такое чувство вины, что достоин больших наказаний и бед чем те, которые происходят в жизни, и как бы те грехи всё равно перевешивают эти случающиеся беды. Сергей Михайлович, как сокрушение не спутать с унынием? При сокрушении нет раздражения? Спаси вас Господь за Ваши труды.
Ответ:
Здравствуйте, Вячеслав.
Сокрушение сердца, как состояние духа человеческого, появляющееся от осознания своих грехов, признания страстей и вообще поврежденности души, очень ценно для человека, потому что «сердце сокрушенное и смиренное Господь принимает (см. Пс. 33: 19, Пс. 50: 19). Такое сокрушение не должно переходить в состояние отчаяния, потому что правильная вера рождает надежду на Бога, а надежда не даёт быть отчаянию, потому что противоположна ему. Нужна правильная вера!
По первости, человек может искренне сокрушаться только от воспоминания о некоторых грехах, наиболее щемящих сердце — и это уже хорошо. Но в меру очищения сердца, оно становится более чувствительным и человек уже может осознавать своё повреждение в целом, видя всё больше и больше своих разнообразных грехов. Так постепенно разовые случаи сокрушения переходят в более совершенное состояние нищеты духа, которая есть начало смирения и первая ступень блаженств Евангельских.
Нищий духом уже так доверяет Богу и при этом уже настолько не доверяет себе, что готов принимать Божий промысел о нём именно таким, как случается у него в жизни, и не роптать на встречающиеся обстоятельства.
Сам грех не может быть полностью заглажен ничем с нашей стороны, потому что получаем прощение за Жертву Христа по милости Божией. От нас, однако, тоже требуется труд, чтобы привлечь это самое милосердие Божие (об этом сказано выше).
см