В лекциях о внутреннем делании Вы говорите, что сила словесности находится в центре груди, а святитель Игнатий (том 5, гл. 26) говорит, что она находится в верхней части сердца. Нет ли здесь противоречия? Но очень счастлив,что об этой молитве начали говорить,без нее спасение сомнительно.
Ответ:
Вы не первый человек, увидевший эту «ошибку». Все предыдущие, при выяснении, оказались ещё не постигшими внутреннее делание даже второго этапа, но попытались разобраться в третьем. С ними случилось обычное: теоретик, не постигший на практике то, о чём говорит, легко может ошибиться, да и малейшее препятствие для него является камнем преткновения. В деле молитвы значение правильной практики ещё более велико, чем в делах житейских.
В лекциях сказано,что у разных отцов применяется различная терминология и неподготовленный покаянием и молитвой ум не способен понимать читаемое. Чем более будем читать в таком состоянии, тем более запутаемся. Недаром отцы говорят, что прежде нужно подготовить сердце, то есть очистить его от страстей. Неслучайно признано, что внутренняя молитва — это дар Божий. Удовлетворительно говорить о молитве может лишь тот, кто этот дар имеет.
Вы говорите, что очень счастливы, что об этой молитве начали говорить, потому что без неё спасение сомнительно. Из этих слов косвенно можно сделать вывод о Вашей принадлежности к молитвенному деланию и о наличии необходимых сведений по этому вопросу, что напрямую подтверждается приведённой Вами ссылки на творения святителя Игнатия. Попробуем устранить указанное Вами противоречие.
Откройте «Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к Литоию, епископу Мелитинскому». Там встретите слова: «В душе нашей усматриваются … три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения». Если святитель Игнатий говорит ещё об одной силе — силе словества, которую одновременно называет и духом, то он что, разве делает новое духовное открытие, неизвестное древним святым отцам или входит в противоречие со святителем Григорием? Ни первое, ни второе невозможно! Значит, расхождение чисто терминологическое. Если сравнить, какое значение разные отцы дают словам: дух, ум и сила словества, то легко увидеть, что это одно и то же — это высшая сила души человеческой, отличающая нас от скотов, в которой и сосредоточен образ Божий. Преподобный Симеон Новый Богослов так объясняет образ Божий в человеке, утверждая, что: как Бог — Троица, так и человек — тоже троица. Он говорит, что ум человека является образом Отца; рождающиеся от ума мысли — есть образ Сына, а слово, произносимое человеком — это воплотившаяся в звуках мысль, что является образом воплощения Сына Божия; духовное чувство сердца, исходящее из ума человека — это образ Святого Духа, от Отца исходящего. Действительно: Бог — Троица и человек, по образу Творца, — тоже троица!
Ту область, которую святитель Игнатий называет силой словества, некоторые отцы называют «сердечным местом», «верхушкой сердца», «над сердцем» или просто «вход в сердце», когда они объясняют то место, где надо удерживать внимание на этапе умно-сердечной деятельной молитвы (третий этап по владыке Антонию). Как тут не запутаться нам немощным?
Особо интересно объяснение святого Никифора Уединённика (Добротолюбие, том 5, 1998, Паломник, стр. 272). Он говорит: «Ведомо тебе, что словесство всякого человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. И так, этому словесству, изгнав из него всякий помысл, дай сию молитовку: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!», — и понудь его вместо всякого другого помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе через сие по времени и сердечный вход, …как это сами мы опытом познали». И так, мы видим, что святой Никифор определяет место словесству — в персях, то есть в центре груди. Если удерживать здесь внимание, то это и будет второй этап молитвы (умная деятельная по владыке Антонию), после которого удобно переходить на третий, в поисках сердечного места.
Если учитывать то, что душа занимает всё тело человека, то и силы души, имея конкретное место своего сосредоточения (верхнюю, среднюю и нижнюю части сердца), распространяются на некоторую определённую область. Так, мне думается, что сила ума (по святителю Григорию), распространяет своё действие и на центр груди, и на голову. Святитель Игнатий, особо выделяя места её действия, определил голову и верхнюю часть сердца, придав им разное звучание, что в духовном плане совсем не опасно, потому что главным было и остаётся место удержания внимания, а никак не название. Сам святитель Игнатий учил жить не по букве, а по духу.
Надеюсь, что всё, сказанное выше, решает проблему: никакой ошибки в моей лекции нет. Есть терминологическое расхождение, которое наблюдается и у отцов. Главное — согласие духовное, которого нам с Вами вполне можно достичь.
Сергей Михайлович.