Почему в Евангелии имеется строгий запрет Господа на развод? Почему повторный брак осуждается как прелюбодеяние? Чем опасен второй брак? Мой новый знакомый (я и он разведены в своих предыдущих браках) тоже, как и я, стремится к вере и готов воздерживаться в посты от супружеских отношений, но почему-то при этом начинает выпивать и играть в азартные игры, так что проиграл немалую сумму денег, о чём очень жалеет, не понимая, как это с ним могло случиться.
Ответ:
Здравтствуйте, Вероника!
Церковь предлагает нам для размышления следующий отрывок из Евангелия: «И приступили к Нему <Иисусу> фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два — одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой — прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 3-12).
Поищем ответ на Ваш вопрос в этой цитате.
1) Своим вопросом о разводе фарисеи искушают Господа, то есть хотят поймать на слове, чтобы найти причину для реализации своей, уже созревшей ненависти. Этим явно подтверждается принципиальная разница ветхозаветного и новозаветного законов. В Ветхом Завете ещё нет благодати и преодолеть свои страстные наклонности человеку невозможно: грех властвует над естеством падшим и возникшая из-за сложности характеров ненависть в семейных отношениях — могла привести к убийству. Во избежание худшего, Бог дозволил через пророка Моисея разводиться с женой, давая ей разводное письмо. По замыслу Божию это средство должно было связать строптивость женского пола и привлечь к послушанию мужу, потому что в те времена остаться женщине одной — было очень тяжело и даже не безопасно для жизни. Однако, этим разрешением стали пользоваться в угоду своим похотям, поэтому Господь и говорит, что изначально было не так, что развод, кроме вины прелюбодеяния, запрещён, потому что муж и жена в семье становятся так близки друг к другу, что делаются одной плотью. Запрет на развод невыносим грешникам ветхозаветным, но точно так же он противен и нам – грешникам современным, поэтому и вызывает несогласие в умах учеников Христовых и полное презрение к этому запрету в современном обществе.
2) Очень важно знать духовную причину запрета развода. Если мы уясним для себя это, то уже легче будет понять, почему после развода надо оставаться в одиночестве. Причина запрета видна в следующих словах Господа: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два — одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». То есть, соединение мужа и жены так близко, что оно объединяет их тела в одно общее тело, и это родство становится более близким, чем родство к собственным родителям: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей». Но если у мужа и жены одно общее тело, то через него устанавливается очень активное общение двух душ, в каждой из которых свои наследственные качества, — говоря языком аскетики, страсти – болезни души. Где начало этих болезней? В предшественниках: в родителях (их двое), в бабушках и дедушках (их уже четверо) и так далее… Круг родственников возрастает в геометрической прогрессии с каждым поколением. Чтобы точнее понять их влияние, вспомним ещё ветхозаветный закон: «Накажу детей за грехи отцов до третьего и четвёртого рода» — цитата приведена по памяти (Исх. 20: 5). И так, каждый, вступая в брак, несёт на себе последствия жизни нескольких предыдущих поколений своих сродников и благо, если среди них были праведники, и – горе, если там были грешники. Если оглянуться на историю нашей Родины, то вероятность второго — намного больше. И вот, в браке, через общее тело, происходит соединение с целым родом второй половины, то есть реальное соприкосновение с духовным наследством супруга (супруги). Совершенно не случайно иногда в народе говорят: «До свадьбы таким не был(а)!». Почему происходит изменение характеров? Потому что через общее тело происходит и общение душ, и если до свадьбы люди не вели борьбу со своими страстями – болезнями души, то своими болезнями легко заражают вторую половину – происходит естественная «перекачка» инфекции. Важно знать, что если оба болеют одними страстями, то может произойти резкое усиление недуга, а в детях эти же страсти могут вообще удвоиться. Также можно легко заразиться и тем, чем ещё не очень болели. При активном участии бесов и при нашей духовной безграмотности появляются плачевные результаты, «расхлёбывать» которые приходится не только самим супругам, но и потомкам. Теперь подумаем: если на уже приобретённые проблемы, которые не смогли понести (потому и разрушаются семьи) добавятся ещё новые, расширяющие разнообразие духовных дефектов или увеличивающие наличие уже имеющихся, то сможем ли мы понести такую перегрузку? И не только мы сами можем окончательно захлебнуться в духовном плане, но волна коснётся и всех потомков, уже рождённых от предыдущих браков. Хотя и схема взаимодействия душ в браке показана достаточно примитивно, но это позволяет сделать некоторые выводы. Кто может предсказать последствия такого нового соединения тел, через которое начнётся новое общение душ уже с новыми родами предшественников? Как это скажется на потомках, которые, чаще всего, тоже не торопятся приходить к правильной вере с покаянием, поэтому и совершенно беззащитны от духовной инфекции, потому что не имеют духовного иммунитета? Ведь не случайно Господь осуждает вторые браки: «кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой – прелюбодействует». И по Канонам Церковным требуется временное отлучение от Таинств людей второбрачных, как согрешивших грехом смертным.
3) Из сказанного выше ясно, что семья – это крест, который можно понести только при правильной вере с помощью Божией. Если крест был брошен, то нужно ли брать самовольно другой? И если крест – это ключ от двери в Царство Небесное, то другим ключом откроется ли моя дверь? Надо знать, что новый крест, который даётся взамен предыдущего, самовольно нами оставленного, всегда должен быть тяжелее – это закон. Понесу ли я его??? Поэтому, мы советуем всем разведённым проверить: не возможно ли воссоздание разрушенного брака, то есть: нет ли возможности взять брошенный крест снова на свои плечи? Если вторая (бывшая) половина свободна, то можно пытаться «склеить» разрушенное, но уже на новых условиях – на Евангельских законах в Церкви Христовой. Если же нет согласия обеих сторон строить отношения на основе веры и покаяния, то незачем и возобновлять отношения. (Эти вопросы выясняются в реальных переговорах с бывшими супругами.) Тогда остаётся доносить свой крест, в том числе последствия разрушенного брака, в одиночестве, уповая на милость Божию, проводя жизнь в сокрушении сердца, ведя искреннюю борьбу со страстями, развивая в себе добродетели. Загладив свою вину, то есть поборов страсти, мы развяжем (в духовном плане) руки детям, чтобы они, если пожелают, смогли тоже прийти к вере.
Рассмотрим причину того, что некоторые люди в пост, воздерживаясь от скоромной пищи и супружеских отношений, вдруг впадают в другие грехи: появляется раздражительность, повышенная требовательность к ближним, излишняя весёлость, «стреляние» глазами по сторонам, усиливается потребность в телевизоре, в алкоголе, тянет играть в азартные игры, да ещё и на деньги. Ответ очень прост: отказ от некоторых «любимых» занятий ущемляет самолюбие и оно реализуется через другие страсти, то есть реальной борьбы не ведётся, но, всего лишь, одно заменяется другим. Самое главное, что человек не может этому противиться и идёт на поводу у злого духа, чем подтверждается его глубокий духовный плен. Каждый грех – это жертва сатане, а каждое удовлетворение страсти – это идолопоклонство. Те страсти, которые, вспыхивая по временам, управляют нами, являются смертельными болезнями души. Точнее сказать, через эти страсти бес управляет нами. Придя в себя, человек сожалеет о содеянном, но через некоторое время повторяет то же самое. И это настоящее горе! Если человек причащается, но продолжает впадать в те же самые грубые грехи, то этим Бог обличает его, указывая на страсти, с которыми не ведётся правильная борьба, мало того, они бывают любимы. Но Бога не обманешь! Лукавство наше Ему точно известно. Если какие-то из проявлений конкретной страсти мы не считаем грехами и не боремся с ними, то этим подпитываем саму страсть, которая неминуемо будет приносить те грехи, которые могут быть нам уже противны и опасны для нас, но ничего с этим сделать будет невозможно, потому что развиваемая нами же страсть будет плодоносить грехами – таков закон аскетики и надо его знать. В таком состоянии причащаться опасно. Послушать об этом можно в лекции «Примирение со Христом».
Сергей Михайлович.