Спаси Господи, Сергей Михайлович. Помогают Ваши лекции т.к. есть все последовательно и доступно к пониманию. Хотелось ещё спросить: в передаче по каналу «Союз» Вы говорили, что любовь — это вершина, и что начинать нужно с начальных добродетелей (действительно, много западных учений говорят сразу о стяжании «любви», но не христианской). Объясните пожалуйста, как понять тогда слова св. апостола, что без любви бесполезны добродетели? И слова св. Иоанна Златоустого о любви ко всем одинаковой? Может быть, это то, к чему надо стремиться? С уважением раб Божий Антоний.
Ответ:
Кто хочет любить Бога страстной любовью, исходящей из сердца, ещё не очищенного от страстей, тот похож на гостя, приглашённого на пир, но не позаботившегося о брачной одежде. Такой будет изгнан. Отцы учат начинать путь спасения со страха Божия, благодаря которому очищается сердце. В борьбе со страстями постепенно приобретаются противоположные им добродетели, которые являются дарами Святого Духа. Союзом этих всех добродетелей и будет любовь, которая тоже есть дар Духа. Только такая, дарованная Святым Духом, может быть угодна Богу.
Вторым доказательством является то, что любовь к ближнему предшествует любви к Богу. Апостол Иоанн обличает тех, кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит. Любовь к ближнему заключается в исполнении Евангельских заповедей, касающихся нашего отношения к ближним. Чистое исполнение этих заповедей и будет Евангельской любовью к ближним. Поэтому апостол Павел и говорит, что все прочие добродетели без правильного чистого Евангельского отношения к ближним — ничтожны, потому что то, что мы сделаем кому-то из ближних, — делаем Самому Богу, как Сам Он говорит. Поскольку каждый человек имеет в себе образ Божий, то и нужно научиться прежде всего любить образ, находящийся близ нас, а потом уже будет дан дар любви к Богу. Но чистое исполнение заповедей по отношению к ближним невозможно из страстного состояния сердца. Нечистота наша (страстность) обличается тем, что мы любим всех по-разному, то есть не одинаково: больше любим тех, кто нам делает добро, но злимся и осуждаем тех, кто делает нам зло.
Поэтому, через любовь к ближним научаемся любви к Богу, а ближних заставляем себя любить (исполнять заповеди по отношению к ближним) благодаря страху Божию, который есть корень всех благих, то есть добродетелей.
Прочитать об этом можно у святителя Игнатия: «Слово о страхе Божием и о любви Божией» (Том 2 ), «О любви к ближнему», «О любви к Богу» (Том 1 ).
Сергей Михайлович.