Сергей Михайлович, мой знакомый инок Сергий, слушая ваши лекции “Аскетика для мирян”, пришёл к выводу, что они на самом деле для монахов, так как авторы, на которых Вы ссылаетесь, не для мирян, а для серьёзного вдумчивого изучения в семинарии или академии. Мне же интересна Ваша работа, и только после Ваших видео я начала понимать, о чём пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Ответ:
Здравствуйте, Анна. Уже более десяти лет гонители покаяния стараются очернить то, что было сказано в моих аудио лекциях (Школа покаяния. О пути ко спасению), что было написано в нескольких небольших книжках (Страсти — болезни души), что говорится в нынешних видео (Аскетика для мирян). Делали они это разными методами. Пытались найти ошибки догматического плана. Не нашли. Достаточно долго пытались найти ошибки нравственного плана, стремясь доказать, что я искажаю учение святителя Игнатия (Брянчанинова). Не нашли и только сами опозорились в своих недоумениях, показав свою некомпетентность.Теперь они круто сменили тактику и усердно проталкивают следующую идею: «Если Масленников повторяет то, что написал святитель Игнатий, то зачем нам слушать Масленникова? Будем лучше читать труды самого святителя!» Увлечённые свой ненавистью, они даже не понимают, что теперь косвенно доказывают соответствие моих лекций тому учению о покаянии, которое изложено в творениях святителя Игнатия. «Критики» мечутся из крайности в крайность, стараясь исполнить поставленную им сверху задачу. В сложившейся ситуации, Ваше письмо, Анна, несколько утешает меня. Инок Сергий говорит, что те авторы-аскеты, на которых я ссылаюсь в своих лекциях, не могут быть доступны для мирян, потому что их труды (цитирую) «на самом деле для монахов, … для серьёзного, вдумчивого изучения в семинарии или академии». Этими словами, вольно или невольно, инок Сергий открыл мою скромную задачу, которую я стараюсь выполнять уже более 15 лет: адаптировать учение отцов-аскетов для современного человека-мирянина, ищущего спасения в наши времена формального отношения к Вере и отвержения покаяния (апостасии). Вольно или невольно, инок Сергий обличил ошибочность новой тактики критиканов, предлагающих современным мирянам сходу читать труды святителя Игнатия. Такое чтение, к сожалению, почти не приносит пользы, потому что многое остаётся совсем не понятно, кое-что для мирян не подходит, а некоторые вещи могут быть применимы только на определённом этапе духовного роста. В результате, неопытный и неподготовленный ум современного человека не может обнаружить то, с чего нужно начинать и как умеренно и аккуратно продвигаться дальше, чтобы не попасть в бесовские ловушки. Не положив надёжного правильного основания, люди пытаются строить спасение на песке самообмана и бесовского обмана, выискивая в трудах святителя Игнатия то, что касается более высоких ступеней духовного роста и пытаясь внедрять это в свою практику в самом начале пути. Прелесть — почти неминуема. Кто же должен учить нас мирян правильной Вере, борьбе со страстями, начальным признакам покаяния, правильной молитве? Согласен с иноком Сергием: труды святых отцов-аскетов должны углублённо изучаться в семинариях, академиях и всеми монашествующими. Дополню одну важнейшую деталь: не просто углублённо изучаться, а применяться на практических занятиях в духовных заведениях, чтобы каждый выпускник умел вести борьбу со своими страстями, имел покаянное настроение сердца и обладал внутренней молитвой, хотя бы в начальном её уровне, чтобы в дальнейшем обучать всему этому мирян. Случится ли когда-то такое? Думаю — нет, потому что уже в 19 веке всё это было утрачено и явилось духовной причиной трагедий 20-го столетия в России. Очень жаль, что ни архипастыри, ни пастыри не сделали из этого правильных выводов. Удобнее, видимо, быть наёмниками, а некоторым и волками в овечьих кожах.
Остаётся подвести некоторый итог: 1. Аскетические труды святителя Игнатия необходимо адаптировать для современных христиан, ищущих спасения. 2. Заниматься этим должны современные архипастыри и пастыри. 3. Поскольку таковых нет, то сами миряне, по необходимости, вынуждены осваивать аскетику, как деятельное выражение покаяния. 4. Это, действительно, возможно с помощью Божьей и доказано на примере нескольких сотен современных простых людей в разных уголках не только в России, но и в других странах. 5. Часть из них (более двух сотен) достигли уровня внутренней молитвы умной деятельной и умно-сердечной деятельной.