Добрый день! Хотел бы обратиться к Вам за советом с небольшим вопросом, наверное даже вопросами.
1. Первый из них касается смирения. Систематически пытаюсь понять, что же такое смирение и никак не могу. То есть в чем его суть и как оно применяется. Если я правильно понимаю, то смиряться – это значит соглашаться с тем, что происходит с тобой (с определенным стечением обстоятельств). Не роптать и не возмущаться, а просто безропотно принимать все, что посылается в жизни. Но вместе с тем, мое понятие о смирении совсем поверхностно. Как применить смирение, например, против страсти. Вот, предположим, есть страсть табакокурения. Как с ней бороться? То есть, как применить смирение в борьбе с данной страстью? Или Особенно когда тебя одолевает желание вновь примкнуть к этой определенной страсти. Или, предположим, нападают на улице на прохожего и в этот момент я прохожу мимо. Как быть, не могу ведь я смириться и пройти мимо. Да простит меня Господь, но я не понимаю смысл этой великой добродетели. И как применить ее в указанных мною ситуациях. Я просто хочу понять для того, чтобы работать над ее приобретением.
2. Кроме того, хотел еще посоветоваться с Вами, если можно. Вы уж меня простите. Речь идет о стеснении. Как мне кажется, стеснение в жизни, это довольно-таки плохая вещь. Она происходит от того, что человек боится о том, что подумают о нем другие при определенных обстоятельствах или просто посмеются над ним. А это уже один из признаков (симптомов) тщеславия. Так вот, я решил, что тебе должно быть наплевать на то, что подумают о тебе другие в определенных ситуациях, если ты поступаешь по заповедям Божьим. Главное ведь, чтобы совесть была чиста, а все остальное ерунда (насмешки и все остальное). Согласны ли Вы со мной? Если нет, то прошу Вас (если можно) пояснить, почему. 3. И последнее. Может быть, Вы сталкивались с таким. Рассеянность. Не только в молитве, но и вообще. В жизни. Мои мысли постоянно улетают куда-то. В голове постоянно какой-то шум, музыка, слова, воспоминания. На несколько мгновений я могу установить тишину в моей голове и потом опять. Так очень тяжело работать и жить. Ты просто не можешь сосредоточить весь свой умственный потенциал и все, сосредоточиться на какой-либо работе. Не думаю, что это связано с какими-то физическими нарушениями головного мозга, с этим у меня все в порядке. Читал, что рассеянность приходит из-за страстей. А именно, из-за того, что они периодически одолевают тебя. Даже не знаю. Подскажите. Спасибо Вам, если найдете время ответить на мои вопросы. Заранее Благодарен Вам.
С уважением.
Ответ:
О смирении много и конкретно сказано в нескольких статьях святителя Игнатия — их легко найти по названиям. Используя эти статьи, я сказал 5 лекций на тему смирения — тоже можно послушать, если пожелаете.
Смиряться нужно только перед Богом, то есть исполнять Его святые заповеди, стремиться исполнять Его святую волю. Также смиряться перед попущенными Богом для моего спасения трудными жизненными обстоятельствами: не роптать, не отчаиваться, не искать виноватых, всех прощать, нести крест свой ради прощения своих грехов. В прежние добрые времена смирялись перед святыми старцами, стремясь во всём слушаться их. Смирение рождается от послушания! Полезно слушаться начальников и старших во всём, что не противоречит заповедям Христовым.
Но никогда нельзя смиряться перед грехом (страстью) и перед людьми, склоняющими меня на грех. Это уже не смирение, а человекоугодие! Если мы исполняем греховную волю человека, нарушая при этом волю Божию, то мы человека ставим выше Бога!
В борьбе со страстью требуются начальные формы смирения: нищета духа и самоукорение, а также терпение, чтобы не впасть в отчаяние от того, что страсть долго не побеждается.
Влечение страсти нужно глушить страхом вечных мук, то есть страхом Божиим.
Защита обижаемого — это закон Евангельский, поэтому смирение перед Богом здесь в том, чтобы отложить шкурный страх и вступиться за человека.
Если мы исполняем волю Божию, то нельзя оглядываться на людей, страдая мнительностью. Надо помнить, что судить нас не люди будут, а Бог.
Стеснение можно трактовать двояко. Первый вариант: как ложный стыд — это грех, который мешает нам исполнять волю Божию из-за страха перед людьми.
Другая форма — это стыдиться грешить (стыдиться и людей, и Бога). Будет правильно, если человек стыдится пакостить перед уважаемыми людьми. Жаль, если он не стыдиться пакостить перед теми, кого не почитает, и даже перед Богом.
«Наплевать на других» — это форма превозношения и высокомерия. Так построить спасение не удастся. Какой смысл один грех менять на другой? Как правильно думать, я указал выше.
Рассеянность — это пленение ума злыми духами через имеющиеся в сердце страсти — явление очень опасное. Если не вести качественной борьбы, то оно с возрастом может вызвать и патологии мозга. Наиболее вероятна здесь — гордость, которая, по святителю Игнатию, есть грех ума. Гордость есть логово и источник всех страстей, но и усиливается она от всех прочих страстей. При качественной и продолжительной борьбе со всеми страстями, рано или поздно, человек приходит к генеральному сражению — с гордостью: там оплот сатаны. Эту крепость не взять без внутреннего делания, которое может начаться только после первоначального надлома всех страстей. Вот так всё серьёзно.
В Вашем случае уместно вспомнить поговорку: Бодливой корове Бог рогов не даёт. Представьте, если бы у Вас не было таких помех, о которых говорите. Насколько больше грехов можно было бы натворить! Действительно, у некоторых людей страсти не мешают, а наоборот содействуют уму в достижении больших «успехов» — тогда совсем беда. Ваша ситуация намного лучше. Есть повод задуматься и включиться в борьбу, пока ещё не поздно. Бог на Суде Своём будет искать в нас не добрые дела, а подобие Себе, которое состоит из добродетелей, противоположных страстям.
Простите, если огорчил Вас.
Сергей Михайлович.