Здравствуйте, Сергей Михайлович! Разъясните, пожалуйста, написанное у Игнатия Брянчанинова во 2-м томе: «Когда, ум чрез отречение от самого себя, простотой (несложностью) мысли приобретет надежду, тогда враг, под предлогом исповедания, изображает (в памяти) преждесодеянные согрешения, чтобы возобновить страсти, которые благодать Божия изгладила забвением, чтобы таким образом неприметно причинить вред человеку. Тогда и твердый, ненавидящий страсти (ум) по необходимости помрачится, смутившись воспоминанием соделанных грехов. Если он еще темен и сластолюбив, то непременно умедлит в воспоминании и будет страстно беседовать с приходящими помыслами, так что такое воспоминание соделается не исповеданием, а мысленным обновлением в себе преждесоделанных грехов». И такую фразу в статье «Странник»: «Гляди и вглядывайся в грех твой! не своди с него взоров!» Спаси Господи.
Ответ:
Святитель Игнатий говорит о том, что при воспоминании о прежних грехах, нельзя останавливать ум на деталях греха (особенно блудного), чтобы не увлёкся ум соответствующей страстью (это приведёт к повторению греха мыслью и чувством сердца). Нужно напоминать себе грех в его сути и немедленно начинать сожалеть о случившемся беззаконии, говоря: «Как я жил? Что я наделал? Бога оскорбил! С сатаной сроднился! Всего себя погубил! Господи, не дай бесам втянуть меня в прежние беззакония. Укрепи дух мой верой в Твоё бесконечное милосердие и упованием на Твою всесильную помощь».
Сергей Михайлович.