Здравствуйте, Сергей Михайлович! Подскажите пожалуйста, как правильно вести себя женщине в дни, когда у нее случается «обыкновенное женское». Часть священников говорят, что в эти дни женщине можно участвовать во всех таинствах, кроме Евхаристии; другая часть, — что можно входить в храм, но нельзя прикладываться к иконам; третья часть, — что грех даже войти в храм. Причем, никто не может объяснить свою точку зрения, ссылок никаких. Самостоятельно в этом вопросе я не смогла разобраться, но мыслю, что, будучи православными, мы должны ссылаться либо на Писание, либо на Предание. Если те батюшки, которые запрещают даже вхождение в храм, руководствуются, скорее всего, Ветхим Заветом, то почему никто не ссылается на святых отцов, которые толкуют это в новозаветном смысле. И опять таки, если это грех, то грех должен быть по какой — либо страсти, а где тут страстное состояние? Я Вас просто умоляю прояснить мне этот вопрос.
Ответ:
Здравствуйте!
К сожалению, внятного объяснения этого вопроса мне тоже не удалось найти в творениях святых отцов. Ссылки на запрет приступать к Таинствам так кратки и не растолкованы, что понять физическую или духовную причины запрета очень трудно. Писать какие-нибудь догадки от себя — дело опасное. В таком случае у нас есть последнее уникальное средство успокоения своего волнующегося духа — это принять со смирением установление Церкви, существующее много веков, чтобы не уклониться в реформаторство и не допустить протеста, что очень выгодно сатане. И так, примите с миром, что в дни женской физической нечистоты нельзя приступать к любому Таинству. При этом можно быть в храме на всех службах и молиться с покаянием и сокрушением сердца. Поскольку целование икон, креста и руки священника не является Таинством, то в этих делах нужно руководствоваться мнением настоятеля храма, что относится к местной традиции — здесь опять вопрос послушания с преодолением всякого смущения.
В связи с запретом на принятие Таинств в эти дни легко может возникнуть огорчение, относящееся к страсти печали. Как избежать его? Очень полезно вспомнить, что весь род человеческий погиб из-за Евы, и это должно бы смирять всех женщин, как последовательниц праматери нашей, ослушавшейся Бога и втянувшей в непослушание и мужа своего Адама. По этой причине Еве, а значит и всем женщинам, вынесен приговор: «… умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Дни ежемесячной нечистоты непосредственно связаны с этим Божиим установлением, потому что в такие дни жёны испытывают и болезнь телесную, и скорбь душевную, которая легче переносится, если искренне укорять себя в своих ранее совершённых грехах, ради прощения которых надо бы охотно понести любую скорбь, назначенную Богом как средство исцеления души.
Поступая таким образом, Вы можете приобретать духовную пользу даже в дни, когда случается «обыкновенное женское». Если же забыть о падении Евы и о своих собственных грехах, то законные трудности этих дней обязательно заденут самолюбие (гордость), от которого появятся обидчивость, плаксивость, гневливость и повышенная требовательность к окружающим. Вполне понятно, что все эти проявления греховны и свидетельствуют о значительной силе действия страстей, с которыми необходимо вести более тщательную борьбу. Напомню слова святителя Игнатия: «Пребывание в смертном грехе, пребывание в порабощении у страсти — есть условие погибели вечной» (том 5, стр. 436); «Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом» (том 3, стр. 165); «Если же будешь поблажать им (страстям), беседовать с ними, питать их в себе и услаждаться ими, то они умертвят тебя» (том 5, стр. 149) (цитаты даны по изданию Сретенского монастыря).
В некоторых случаях бывает и так, что в дни месячных усиливается действие похоти, неудовлетворённость которой переходит в печаль или гнев. Вот так всё не просто! Против действия любых страстей помогает самоукорение и сокрушение сердца с надеждой на Бога. Чувства греховные и покаянные несовместимы, как не совместимы огонь и вода в одном сосуде. Таким образом, зная законы аскетики, можно научиться побеждать страсти не только в обычные дни, но даже и в дни человеческой немощи и одолевающих скорбей.